Получи документы

Проект «Маленькие гончары»

Наталья Скрипина
Проект «Маленькие гончары»
▼ Скачать + Заказать документы

«Забота о здоровье ребёнка — это

не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это сначала забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является удовлетворенность творчества»

В. А. Сухомлинский

Тема проекта: лепка из глины как здоровьесберегающая технология для дошкольников.

Публикация «Проект „Маленькие гончары“» размещена в разделах

Актуальность проекта:Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

В публикациях экспертов по здоровьесберегающему обучению все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста. На правительственном уровне в последнее время много делается для улучшения этой ситуации.

В законе "Об образовании" говорится о необходимости укрепления здоровья детей. Министерством образования и науки, Министерством здравсоцразвития принят ряд документов, связанных с обеспечением здоровья детей в процессе обучения. Всем известно, что именно в детстве закладывается здоровье человека, однако мало кто знает, что, согласно научным данным, здоровье обусловливается только на 10% возможностями здравоохранения и медицины, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды. Решающим фактором в формировании здоровья ребенка является образ жизни (50%).

Исходя из этого, можно сказать, что под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. И педагоги широко используют в своей работе такие технологий сохранения и стимулирования здоровья, как: динамические паузы и «физкультминутки» во время ООД, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, пробуждающая гимнастика после сна, подвижные игры, игры на релаксацию и расслабление и т. д. А также комплексные мероприятия для установления психологического комфорта, стабилизации эмоционального состояния, развития психического и физического: рисование пальчиковыми красками, работа с природным материалом (приятным на ощупь, интересным для восприятия, игры с песком, лепка из глины.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.

Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей.

Для детей лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Цель проекта: способствовать здоровьесбережению детей через лепку глиной.

Сроки проекта: долгосрочный (2020/21, 2021/22, 2022/23 учебного года)

Задачи:

Для детей:

Познавательные:

- познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, формировать умение лепить из неё, работать с гончарным кругом; подвести к пониманию ценности народного искусства

- формировать культурные представления, знания о национальных особенностях разных народов

Развивающие:

- развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Воспитывающая:

– воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус

Оздоровительные:

- повышать сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- синхронизировать работу обеих рук.

Для педагога:

создать условия для развития детского творчества, здоровья сбережения создать позитивное настроение.

Для родителей: привлечь их внимание к данной теме.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.

Продолжительность занятий рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:

Для детей от 4 лет до 5 лет– 20 минут

Для детей от 5 лет до 6 лет – 25 минут

Для детей от 6 лет до 7 лет – 30 минут

Форма проведения ООД:

• проведение экспериментальной деятельности с глиной;

• продуктивная деятельность - лепка из глины;

• индивидуальная работа;

• знакомство с русским прикладным искусством;

• работа с гончарным кругом;

• самостоятельная лепка детей по замыслу.

Взаимодействие:

• работа с родителями (выступление на родительских собраниях, подготовка наглядного материала);

• работа с педагогами (выступление на педсоветах, консультации, подбор справочного и методического материала).

Методические приёмы:

• наглядный, словесный, практический;

• экспериментирование;

• чтение художественной литературы;

• продуктивная деятельность;

• игровая деятельность.

Проект поэтапно реализует поставленные задачи:

1 этап: подготовительный.

Задачи: Познакомить с природным материалом – глиной, способами ее добычи; знакомить с простейшими способами лепки; совершенствовать умение раскрашивать кистью с гуашью предметы; формировать умения работать стекой по пластичному материалу; знакомить с народными глиняными изделиями; развивать общую ручную умелость, мелкую моторику.

2 этап: Основной.

Задачи: Продолжать знакомить с жизнью людей в старину, их бытом; с различными способами лепки – расплющивание, налеп; познакомить с гончарным кругом; учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии; расширять представления детей о народных промыслах; дать понятие о лечебных свойствах глины; синхронизировать работу обеих рук.

3 этап: заключительный.

Задачи: продолжать расширить представление детей о народных промыслах, об изготовлении игрушек в разных регионах страны; закрепить приёмы лепки с натуры; продолжать учить детей работать на гончарном круге; учить накладывать рисунок на готовое изделие, развивать умение создавать узоры по мотивам народных промыслов, знакомых детям; повышать сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизировать работу обеих рук.

Используемые источники

1. ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2015

2. «Игры с глиной». Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет/ автор Лельчук А. М. – М. : Издательство «Национальное образование», 2017.

3. «Лепка из глины для детей» автор Ращупкина С. Ю.

«Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» автор Горичева В. С. (электронная версия)

5. «Поделки из глины» автор Зайцев В. Б. (электронная версия)

6. «Чудеса из глины» автор Лыкова И. А.

7. «Солнечная керамика» автор Лыкова И. А.

8. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. (https://lektsia.com/12xc661.html)

9. «Мастерим из глины» автор Пломер А. Л. (электронная версия)

10. WWW. MAAM. RU

http://www.detskiysad.ru/izo/plastika.html

https://pandia.ru/

https://www.prodlenka.org/

Публикации по теме:

Проект «Маленькие огородники». Выращивание овощей и зелени в комнатных условияхПроект «Маленькие огородники». Выращивание овощей и зелени в комнатных условиях Мастер класс «Маленькие огородники» Цель: - развивать у детей познавательный интерес к выращиванию овощей и зелени в комнатных условиях;.

Педагогический проект второй младшей группы «Мы маленькие экологи» Педагогический проект II младшей группы "Мы маленькие экологи" Подготовила: Рудинская Ирина Викторовна. Проект "Мы маленькие экологи".

Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты»Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты» «Мы - маленькие артисты»Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц). Участники проекта: дети,.

Проект «Маленькие артисты большого театра»Проект «Маленькие артисты большого театра» Проект «Маленькие артисты большого театра»(старший дошкольный возраст) Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя,.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект «Маленькие исследователи» для второй младшей группыПроект «Маленькие исследователи» для второй младшей группы Проект "Маленькие исследователи"«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Проект «Маленькие помощники!» (младшая группа) Актуальность: Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя смысл в.

Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» Проект старшая группа «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Пояснительная записка. В современном мире проблема социального развития.

Проект в первой младшей группе «Маленькие чистюли»Проект в первой младшей группе «Маленькие чистюли» Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный (10-14.09.18) Актуальность:.

Проект по ПДД «Маленькие блогеры учат ребят поведению на дороге» «Я – БЛОГЕР» Группа №17 Воспитатель: Клименко С. А. Актуальность темы: Наблюдения за детьми показали, что современным детям неинтересны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленькие гончары»
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 10:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленькие гончары»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Скрипина (УИ 47496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД