Марият Рабаданова
Проект «Мальчишки и девчонки, а также их родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
План – схема проекта
1. Паспорт проекта (вид, участники, проблемы)
2. Теоретические основы проблемы
2.1 актуальность темы
2.2 цель, задачи
2.3 ожидаемые результаты
2.4 этапы реализации проекта
2.5 заключение (презентация)
Введение:
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим, на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить. Что в последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (В. А. Крутецкий, Т. А. Репина, Ш. Берн, В. С. Коган). Однако на фоне значительного числа публикаций гендерной специфики развитие остается практически не изученной.
Публикация «Проект „Мальчишки и девчонки, а также их родители“» размещена в разделах
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей; повышение психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросах гендера; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому признаку.
Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдумано. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с окружающим миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения соответствующего его социальной роли.
Очевидно, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет зависеть от образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочек и мальчиков, в этом возрасте не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков этих качеств личности позволят им быть успешными в современном обществе.
Проблема: Современные девочки и мальчики, посещающие дошкольные учреждения, воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму. Большинство программ дошкольного образования составлено с учетом возрастных психолого- физиологических особенностей детей. Однако в них мало внимания уделяется гендерному воспитанию.
В беседах с родителями воспитанников выяснилось, что большинство из них недостаточно компетентны в вопросах полового воспитания дошкольников, при этом проявляют интерес к этой теме и нуждаются в консультациях по вопросам воспитания мальчиков и девочек в семье.
Чтобы узнать, что думают по этому вопросу дети, педагоги нашего ДОУ провели с ними игровое анкетирование на тему «Какими должны быть девочки, и какими должны быть мальчики?» По итогам опроса среди воспитанников и их родителей возникла идея реализации проекта «Мальчишки и девчонки, а также их родители» в старшей группе.
Актуальность: Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой как (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье на основе наблюдения ребенком форм поведения взрослых он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в дагестанских национальных семейных традициях и в дагестанском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, которая протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Вид проекта : Познавательно – творческий
Сроки осуществления проекта – январь, февраль
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги группы, психолог. музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель – создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи трех видов (по количеству категорий участников проекта, ориентированные на детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта применительно к работе с воспитанниками:
- воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
- формирование адекватной полу модели поведения;
- воспитание культуры отношений между мальчиками и девочками, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу;
- развитие представлений о дружбе;
- формирование у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек;
- знакомство с правилами поведения и этикета;
- воспитание эстетического вкуса и чувства меры, формирование у детей понятия о том, как правильно и красиво одеваться;
- развитие творческого воображения и фантазии.
Задачи проекта применительно к работе с родителями :
- формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка адекватно половой идентификации;
- создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек;
- активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
Задачи педагогов:
- развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
- создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
- изучение склонностей, дарований, интересов воспитанников;
-консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
-осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме, семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности)
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни, желание отразить свои чувства в художественно - творческой деятельности, так как рисунок своеобразная детская речь.
У родителей
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественной творческой деятельности;
-проявление позиции активных участников воспитательно – образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению традиций семейного воспитания, как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;
- разработка и проведение НОД, досугов и праздников, картотеки игр с акцентом на гендер.
- разработка консультативно- практического материала для родителей «Дружеские отношения между мальчиками и девочками : что нужно сделать, чтобы они возникли?"
Реализация проекта «Мальчишки и девчонки, а также их родители» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя пол (физический, социальный, поведенческий и т. д., целостного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
На подготовительном этапе проекта с воспитанниками была проведена беседа «Это Я», в ходе которого сделали вывод, что у каждого ребенка в группе есть свое имя. Узнали, что есть имена, которые подходят и мальчикам и девочкам, что в дагестанских семьях имена детям очень часто дают в честь близких достойных, согласно давнему обычаю. Обнаружили, что мальчики и девочки имеют характерные внешние отличительные признаки, о которых можно судить по чертам лица, одежде, обуви, прическе.
Проживание с детьми проблемной ситуации; «Каким должен быть папа, какой должна быть мама».
С родителями была проведена консультация по теме: «Особенности воспитания мальчиков и девочек», проведено анкетирование «Какие качества воспитываем у сына или дочери», прилож. 1, тестирование «Определение стиля своего взаимоотношения с ребенком в семье» прилож. 2.
Педагоги рассказали, как в ДОУ осуществляется гендерное воспитание и дали рекомендации по воспитанию ребенка в семье.
Тест – опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
Изучение дагестанских народных игр, дидактических игр, подвижных игр.
Сбор материала тематическая папка (Взрослые люди, семья, ребенок его сверстники, этикет, народная культура, материал о защитниках Отечества).
Основной этап
Предусматривает несколько направлений:
- теоретические, познавательные, интересующие детей стороны гендерного воспитания (фотовыставка «Моя семья, открытие библиотеки);
- применение воспитанниками полученных знаний в игре, свободной самостоятельной деятельности (игры в уголках «Маленькая леди» и «Юный мастер».
- НОД «Мальчики и девочки».
- досуг «День дружбы и хороших отношений»;
- утренник «Навруз – байрам»
- занятия ручным трудом (творческие мастерские для мальчиков и девочек);
- совместные вечера, выставки, конкурсы мальчиков и девочек с родителями.
С начала работы над проектом велась подготовка к открытию библиотеки «Для вас мальчики и девочки!» по просьбе педагогов родители пополнили уже имеющуюся в группе библиотеку книгами, которые, по их мнению, в большей степени подходят для чтения мальчикам и девочкам. Некоторые родители отметили, что раньше приобретая литературу для своего ребенка, они не всегда задумывались, на кого ориентирована книга. В ходе реализации проекта они изменили подход к этому вопросу.
Идея подбора книг отдельно для мальчиков и девочек очень понравилась детям и даже заинтриговала их.
Удачное решение распределения зон для мальчиков и девочек путем создания библиотеки «Для вас мальчики и девочки!» нашло свое продолжение: были расширены и пополнены игровые уголки с учетом гендерных особенностей детей. Так, в группе появились уголки «Маленькая леди» и «Юный мастер», коллекцию атрибутов к которым совместными усилиями собирали весь первый месяц проекта.
Параллельно с этой работой педагоги в игровых ситуациях и беседах знакомили воспитанников с этикетом, детской модой. В результате в уголке «Маленькая леди» собралось достаточное количество разнообразной бижутерии и аксессуаров, шарфов и перчаток, сумочек. Девочки с удовольствием проводили время в своем уголке, делали прически.
У мальчиков появился свой уголок «Юный мастер», содержание которого представлено машинами, различными инструментами, пластмассовыми и деревянными деталями.
Продолжая работать над проектом, одной из задач которого является формирование доброжелательности, вежливости и уважения к окружающим, педагоги провели НОД «Мальчики и девочки»
Досуг «День дружбы и хороших отношений.
Так как все мальчики и девочки любят сказки воспитатели совместно с детьми подготовили театрализованное представление «Красная Шапочка».
Родительские отношения играют важную роль в воспитании ребенка, в том числе и в становлении его гендерной идентичности. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал. С этой целью были организованы и проведены творческие мастерские с папами «Кормушка для птиц»
(для мальчиков, результатов чего стали четыре новых скворечника для птиц и с мамами «Декорирование рамок для фотографий».
В процессе проведения творческих мастерских родители и воспитатели делали акцент на воспитании будущего семьянина, беседовали с детьми о том, что мальчики – это будущие мужчины и папы: мужественные, сильные, смелые и трудолюбивые, умеет помочь и защитить тех, кто слабее, а девочки – это будущие женщины и мамы. Они должны быть нежными, женственными, добрыми, заботиться о семье и поддерживать уют в доме.
Чтобы определить, кто самый ловкий, сильный и смелый, был проведен спортивный праздник с родителями «А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки!»
В ходе реализации проекта было решено заглянуть в прошлое, и подготовлен утренник «Навруз – байрам».
Заключительный этап
На заключительном этапе были подготовлены круглый стол для родителей и детей «Мальчишки и девчонки, а также их родители», а также презентация творческих рисунков «Кружка для папы», «Весенний букет для мамы», «Моя семья», «Кем я себя вижу в будущем» прилож 5.
Таким образом, в ходе реализации проекта воспитанники узнали об общих для людей ценностях, нормах поведения и отношения между полами. Все участники проекта не только получили новые знания, но и приобрели личный опыт в умении общаться с противоположным полом: родители со своими детьми, воспитатели – с воспитанниками.
В процессе взаимодействия и совместного творчества детей, родителей и воспитателей группы, дошкольники стали доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, говорить добрые слова и хвалить за хорошие поступки, обращать внимание на внешний вид и прическу, четко определять различия между девочками и мальчиками.
Родители повысили уровень компетентности в вопросах воспитания мальчиков и девочек, получили замечательный опыт совместного творчества, стали больше внимания уделять интересам и занятиям своего ребенка.
Воспитателями были созданы комфортные психолого – педагогические условия для гендерного воспитания дошкольников в группе, совместного творчества детей и родителей, ставших активными участниками образовательного процесса в детском саду.
План реализации проекта
«Мальчишки и девчонки, а также их родители».
этапы мероприятия участники
Подготовительный 1. Консультация по теме: «Особенности воспитания мальчиков и девочек».
2. Анкетирование родителей : «Какие качества воспитываете у сына или у дочери»
3. Тестирование родителей : «Определение стиля своего взаимоотношения с ребенком в семье»
4. Беседа с детьми «Это Я».
5. Проблемная ситуация: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама»
6. Тест – опрос детей: «Любимые игры мальчиков и девочек?»
7. Сбор материала: Тематическая папка «Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, мальчики и девочки и т. д.
8. Изучение дагестанского фольклора, дагестанских игр по тематике.
Основной этап
1. Фотовыставка «Моя семья»
2. Чтение художественной литературы, сказок по тематике.
3. Открытие библиотеки «Для вас мальчики и девочки».
4. Игры в уголках «Маленькая леди», «Юный мастер».
5. Подвижные игры «Зулейха», «Эй смельчак»
6. Дидактические игры «Отбери, что носят только мальчики, только девочки», «Одень куклу Мадину на прогулку по сезону»
7. сюжетно – ролевые игры «Ателье», «Строители», «Чабан Рабадан»
8. НОД «Мальчики и девочки», «Права и обязанности в семье», «Правила домашнего этикета»
9. Досуг «День дружбы и хороших отношений «
10. Утренник «Навруз – байрам
11. соревнования «а ну-ка девочки, а ну-ка мальчики»
Заключительный этап.
Презентация проекта «мальчишки и девчонки» Выставка творческих рисунков детей.
«Кружка для папы», «весенний букет для мамы»
Круглый стол «Мальчишки и девчонки, а также их родители».
Список литературы
1. Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006.
2. Тимофеева М. В., Система сопровождение родителей. Волгоград,2009
3. Т. В. Иванова, Мальчики и девочки дифференцированный подход к воспитанию детей, 2008
4. А. М. Щетинина, И. О. Иванова, Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Москва 2010
5. Л. Ф. Гусарова, Проектная деятельность в детском саду. Махачкала 2013
6. Л. Ф. Гендерное воспитание дошкольников. Махачкала 2013
7. Музыкальное воспитание дошкольников (программа) С. С. Агабекова, Дагучпедгиз, Махачкала, 1994.
8. Фольклор и литература Дагестана (учебная хрестоматия для дошкольных учреждений). Дагучпедгиз, Махачкала, 1998.
9. Журналы «Старший воспитатель» №6, №12 2012г.