Оксана Олеговна Забровская
Проект «Мальчик и девочка — два разных мира». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«Гендерное воспитание у детей младшего школьного возраста».
Проект «Мальчик и девочка - два разных мира».
Актуальность темы.
Что такое гендер?
Термин «гендер» пришел к нам сравнительно недавно, поэтому мало кто четко понимает, что это такое. Слово «гендер» взято из латыни — genus переводится, как «род». Гендер определяет поведение женщин и мужчин с учетом их социальной роли. Если пол относится больше к биологическим особенностям, то гендер основан на совокупности задач, функций и ролей, которые общество ожидает от женщины и мужчины, как в их общественной, так и в личной жизни.
Публикация «Проект „Мальчик и девочка — два разных мира“, Часть 1» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Когда начинать гендерное воспитание?
В принципе, многие педагоги понимают необходимость гендерного воспитания и проводят его почти с самого начала попадания ребенка в социальное учреждение. Каким образом?
1. Своим отношением к ребенку. К мальчикам всегда более строгое отношение, к девочкам — более мягкое, ласковое, им разрешается плакать и капризничать, их больше опекают и оберегают и т. д.
2. Обучением детей определенному поведению. «Ты же мужчина, перестань плакать». «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной».
3. Своим примером. Мальчики идентифицируют себя с папой и смотрят, как ведут себя женщины. А девочки, соответственно, наоборот.
Конечно, гендерное воспитание, как и любое воспитание ребенка, в основном проводится в семье. Однако в современном мире грани мужского и женского поведения стали неоправданно стираться. Многие представительницы слабого пола вынуждены вести себя, как им «не положено», а некоторые мужчины расслабляются настолько, что перестают быть настоящим «сильным полом». К тому же количество неполных семей катастрофически растет. К четырем годам кроха может уже сориентироваться в своем гендере, он осознает, чем он отличается от противоположного пола и немного ориентируется в поведении, которое от него ожидают. Если же к этому возрасту в поведении малыша не проскальзывает его осознание гендера, то стоит задуматься, что не так и направить свои усилия в эту сторону.
Что включает в себя гендерное воспитание?
В общем, все просто — девочку надо воспитать девочкой, а мальчика — мальчиком. Ошибка некоторых родителей и педагогов в том, что они считают проявление женских качеств — слабостью и навязывают дочерям вульгарность, жестокость, эмоциональную нечувствительность, думая, что так им легче будет жить. Но ведь можно просто учить самостоятельности, а не жестокости, умению постоять за себя, а не вульгарности, взращивать высокую самооценку. Ведь, все-таки, мы существа разнополые не зря и исполнять функции, социальные роли другого пола — это как наступать на горло собственной песне. Здесь, конечно, для начала нужно проводить гендерное воспитание педагогов.
Как проводить гендерное воспитание?
• показывать нужную социальную роль и поведение на своем примере;
• в действиях других людей или героев сказок и адекватных мультфильмов находить необходимые для мужского или женского пола поступки и навыки;
• направлять ребенка к необходимому поведению и закреплять его похвалой;
• не переусердствовать, не путать гендерные роли и заблуждения или предрассудки: мальчики не плачут, девочки должны уметь стирать, мальчики не боятся собак, девочки не играют в футбол и т. д.
Правильное гендерное воспитание помогает ребенку понять свою роль, овладеть ею и вырасти полноценной личностью.
Гендерные различия мальчиков и девочек :
Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова. В сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.
Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища» : кукол, их одежду, посуду.
Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что-то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у мальчиков-дошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.
Уже с 2.5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю враждебность чувствуют лучше девочек.
Особенности восприятия и реакция на нагрузки.
Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.
Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.
Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны. Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.
Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий.
Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.
Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга.
Для девочек важно, кто их оценивает и как. Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение.
Условия реализации программы:
Наряду с такими видами занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, физкультурные, музыкальные, изобразительные, мы проводим и полоролевые. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Пример, физкультурного занятия: для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используем следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают с гантелями, а девочки – с лентами).
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 2 раза, а мальчики 5 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в обучении сложным двигательным движениям - существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими. 5. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
6. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же заданий: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
8. Расстановка и уборка подготовительного материала, инвентаря т. д. (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий материал, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое).
9. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучше всех нарисовала бабочку», «Ты была похожа на принцессу», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самый звонкий голос»).
10. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
12. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
13. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, на тональность голоса, на выбор профессии.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к выполнению задания с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.