Татьяна Борменкова
Проект «Любимые народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Воспитатель старшей группы "Солнышко"
Борменкова Татьяна Михайловна
2013 г.
Проект : "ЛЮБИМЫЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ"
Цель: "Чему учат сказки?"
Задачи:
формировать у детей целостную картину мира (формирование первичных ценностных представлений)
дать знания - почему русские народные сказки так называются
приобщать детей к истокам русской народной культуры, традициям русского народа
Публикация «Проект „Любимые народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
учить детей понимать смысл русских фольклорных произведений, их познавательное значение
развивать свободное общение взрослого и детей по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи
развивать детское творчество
развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться
привлекать родителей к работе по теме:
совместное речетворчество по созданию книги сказок
организация экскурсии в библиотеку по теме "Русские народные сказки"
участие в конкурсах поделок и рисунков
участие в изготовлении костюмов к сказкам.
Итоговое мероприятие: создание настольной игры по народным сказкам "Поможем Машеньке".
Итоговый продукт: изготовление книжки-самоделки "Полезные советы героям сказок".
Сроки проведения: сентябрь 2012г. - май 2013г.
Используемая литература - русские народные сказки :
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
"Крылатый, мохнатый да масляный"
"Лиса и журавль"
"Семилетка"
"Семь Симеонов"
"Терешечка"
"Гуси-лебеди"
"Маша и медведь"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ (ИНТЕГРАЦИИ)
ПОЗНАНИЕ
Проблемная ситуация - выяснить кто один из самых популярных героев русских народных сказок.
Беседа - обсуждение: какая Баба-Яга, что поможет ей стать хорошей?
Принятие решения сделать книжку-самоделку с полезными советами для героев сказок.
Знакомство с русской избой на основе макета.
Предметы быта в сказках, использование их в современной жизни.
Беседа "Почему русские народные сказки так называются?"
КОММУНИКАЦИЯ
Беседа о добре, зле, взаимовыручке, поддержке.
Чему учат сказки?
Общение: "Герои-патриоты в сказках" (защитники родной земли, добра, мира).
Расширение активного словаря детей, использование поговорок, пословиц, загадок: "Объясни поговорку, пословицу".
Подборка слов по теме русских народных сказок (изба, царевич, девица, волшебство, мужик и т. д.).
Беседа: "Трудные ситуации, в которых оказались герои сказок".
Советы героям от детей: "Как бы ты поступил на месте героя?".
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассматривание книги "Русские народные сказки", иллюстрации по теме сказок, героев сказок.
Выставка книг: "Русские народные сказки".
Выставка книг: "Мои любимые сказки".
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.
Чтение русских народных сказок :
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
"Крылатый, мохнатый да масляный"
"Лиса и журавль"
"Семилетка"
"Семь Симеонов"
"Терешечка"
"Гуси-лебеди"
"Маша и медведь"
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Показ сказки "Гуси-лебеди" (драматизация).
Разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра.
Рассматривание иллюстраций (репродукций) В. Васнецова к русским сказкам.
Дидактические игры: "Положительные, отрицательные герои", "Подбери пиктограмму к герою" (пиктограмма с настроением, "Кто из какой сказки?", "Собери картинку" (разрезные).
ЗДОРОВЬЕ
Ситуативный разговор о "живой, сказочной воде" (о гигиене, о пользе воды, о бережном отношении к ней.
Беседа, напоминание "что не полезно для человека?"
Волнение, переживание, стресс, которые испытывает человек, переживая за другого - сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
БЕЗОПАСНОСТЬ
Беседа - общение: "Как вести себя в разных ситуациях".
Рассматривание иллюстрации о правилах поведения в природе, дома и на улице.
"Объясни, что это значит: слушайся старших, а то быть беде?" - примеры из сказок : "Гуси-лебеди", "Маша и медведь", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
Составление подборки советов для героев сказок.
ТРУД
Подбор детского инструментария для трудовой деятельности (лопаты, грабли, тачки).
Совместный труд детей и родителей по уборке участка.
Совместный труд детей по изготовлению настольной игры по сказкам и книжки-самоделки.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Подвижные игры:
"Хитрая лиса"
"Выше ноги от земли"
"Лягушка и цапли"
"Бабки-Ежки и Змеи-Горынычи - кто быстрее" (эстафета)
Малоподвижная игра "Раз-два-три сказку назови"
Хороводная игра "Веснянка"
МУЗЫКА
Разучивание танца "Бабки-Ежки"
Прослушивание музыки П. И. Чайковского - "Детский Альбом" Баба-Яга.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рисование по сказкам "Гуси-лебеди", "Маша и медведь", "Терешечка", "Снегурушка и лиса" (использование рисунков для настольной игры "Поможем Машеньке".)
ОРИГАМИ - МЕБЕЛЬ ДЛЯ ДОМИКА МЕДВЕДЯ (СТОЛ, СТУЛЬЯ)
Аппликация-обложка для книжки-самоделки "Полезные советы для героев сказок".
Коллективная лепка "Лес, где живет Баба-Яга".
Коллективная работа "Коллаж из сказок".
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Предложение родителям совместно с детьми оформить коллекцию сказок из киндер-сюрпризов "Сказка на ладошке".
Организация экскурсии в библиотеку по теме "Русские народные сказки" (по возможности).
Организация выставки-конкурса "Бантики для Бабы-Яги"
Составление - оформление сказок для большой "Книги сказок".
Конкурс поделок и рисунков по сказкам.
Организация мини-музея.
Информация на сайте группы "Чему учит сказка?"
ОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА?"
Сказка - источник знаний о быте народа :
- как назывались жилища людей и животных в сказках?
(избушка, теремок, дворец)
- какие предметы, необходимые человеку были в их домах?
(русская печь, лавки, скамьи, прялка, веретено)
- как использовались эти предметы?
(печь, чтобы приготовить еду, прялка и веретено, чтобы получить нитки из шерсти и связать рукавицы, носки)
Сказка дает первые уроки нравственности, формирует представления о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи:
- в каких сказках герой выступал на защиту слабых?
(Петушок в сказке "Лиса и заяц", Иван Царевич в сказке "Царевна-Лягушка")
- в какой сказке героям надо было пройти испытания трудностями, чтобы понять, что они друг без друга могут пропасть, погибнуть, что они должны доверять друг другу?
(сказка "Крылатый, мохнатый да масляный")
- в какой сказке звучит мысль о том, что непослушание и нарушение запретов приводит к бедам, несчастьям?
(сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди")
Герои сказок - защитники родной земли, добра, мира:
- в каких сказках герои устанавливали справедливость, торжество добра?
(Петушок в сказке "Лиса и петух", Иван Царевич в сказке "Царевна-Лягушка", былинные герои в сказках "Добрыня Никитич" и "Добрыня и змей", Терешечка в сказке "Терешечка")
Сказка способствует освоению родного языка:
- в каких сказках встречаются песенки, которые исполняют герои, звучат поговорки?
("Колобок", "Кот, петух и лиса", "Волк и семеро козлят", "Лиса и журавль" и т. д.)
ОБЩЕНИЕ НА ТЕМУ "НАРОДНАЯ СКАЗКА"
Как рождались сказки?
Кто такие сказители?
Как построена сказка? (присказка, зачин, концовка)
Какие сказки бывают? (про животных, волшебные)
Какие герои часто повторяются в сказках? (лиса, Баба-Яга, Иванушка-дурачок, Иван Царевич и т. д.)
На какие группы делятся герои сказок? (положительные, отрицательные)
Кто из героев относится к положительным? (Петушок, Аленушка, Хаврошечка, Иван Царевич)
Кто относится к отрицательным? (Баба-Яга, ведьма, Кащей-Бессмертный, Змей-Горыныч, гуси-лебеди, лиса, мачеха и т. д.)
Какая твоя любимая народная сказка?
БЕСЕДА - ОБСУЖДЕНИЕ
"КАКАЯ БАБА-ЯГА, ЧТО ПОМОЖЕТ ЕЙ СТАТЬ ХОРОШЕЙ"
Почему ее так зовут? (название Баба-Яга произошло от древнего слова "ягать", то есть кричать, ругаться)
Какие поступки чаще всего совершает Баба-Яга? (злые, недобрые, вредные, плохие)
Беседа после предварительного просмотра мультфильма "Ивашка из дворца пионеров" : Баба-Яга в свой день рождения украла мальчика Ваню - хотела его съесть. Мальчик был очень умный и своей находчивостью уморил Бабу-Ягу так, что она сама заставила гусей отправить его домой.
Знакомство детей с народной мудростью "Добро век не забудется".
Если бы Баба-Яга была доброй, какие бы поступки она совершила? (придумывание историй)
ОБЩЕНИЕ
"КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА И КУЛЬТУРЫ
В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ"
Одежда: герои в сказках ходят в русских сарафанах, рубашках-косоворотках
Водят хороводы и поют песни
Проявляют русское гостеприимство ("Где нам тебя посадить?", "Чем нам тебя угостить" - сказка "Снегурушка и лиса")
Пекут русские блины и пироги (сказки "Терешечка", "Морозко", "Петушок - золотой гребешок и жерновцы")
Трудолюбие русского народа ("Она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает" - сказка "Хаврошечка")
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
"Собери картинку"
Цель: собрать картинку с изображением сказки из частей, узнать и назвать ее.
"Положительные - отрицательные"
Цель: классификация героев на добрых и злых, доказать примерами из сказок.
"Из какой сказки предмет?"
Цель: группирование предметов по сказкам "Гуси-лебеди" и "Царевна-Лягушка". Предлагаются предметы: стрела, пирожок, косынка или ленточка, и вышитое полотенце.
"Сказки перепутались"
Цель: чтение детям отрывков из сказок "Лисичка-сестричка и серый волк", "По щучьему веленью", "Репка".
"Продолжи сказку"
Цель: чтение отрывков из знакомых сказок.
"Кому принадлежит этот предмет?"
Цель: услышать в отрывке из сказки принадлежность сказочного предмета (ступа - Бабе-Яге, стрела - Ивану Царевичу и т. д.)