Елена Викторовна Санникова
Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)
▼ Скачать
•Актуализация.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий беременности (родовые травмы, социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.
Публикация «Проект „Ловкие пальчики, Развитие мелкой моторики“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»
•Цель:
Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
•Задачи: Для воспитателя
Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
•Участники проекта
Воспитатель группы: Санникова Е. В.
Воспитанники группы
Родители воспитанников группы.
•Гипотеза:
Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.
•Этапы проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
Была подобрана и изучена литература по теме:
Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Для родителей провели собрание «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики».
Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Основной этап. Приступая к основному этапу проекта я собрала картотеку пальчиковой гимнастики по лексическим темам на весь учебный год.
Сентябрь «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»
Октябрь «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»
Ноябрь «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»
Декабрь «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»
Январь «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»
Февраль «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»
Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»
Апрель «Раз – весна.», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»
Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»
Изготовили «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, приемы самомассажа и массажа, пальчиковые упражнения и игры.
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок «Я колечко примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора «Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем».
Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке. Осваивая приемы пальчиковой гимнастики педагогу необходимо соблюдать некоторые правила:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности:
Игра «Волшебные дорожки»
Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения.
Игра «Найди и назови животное»
Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.
Игра «Веселая гусеница»
Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения
Так же дети с интересом перекладывали теннисные мячики ложкой из одной емкости в другую.
Выкладывали буквы и цифры на магнитную доску, составляли узоры из мозаики.
«Счеты». Используются как массажер и для передвигания косточек. Можно одновременно проговаривать стихотворение.
«Лабиринт»
Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения.
«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»
«Умные шнурочки»
Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.
Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.
Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
Результат проекта
• Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
• Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
• Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Исходя из этого мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.
Список использованной литературы и интернетресурсов:
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»