Лариса Суворова
Проект «Ловкие пальчики — развитая речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей-
на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Ловкие пальчики - развитая речь».
Воспитатель:
Суворова Лариса Владимировна
г. Инта Республика Коми
2019г.
«Ловкие пальчики - развитая речь».
Направление проекта : познавательно - речевое.
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Публикация «Проект „Ловкие пальчики — развитая речь“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Участники проекта :
- воспитатели группы;
- воспитанники группы;
- родители воспитанников группы.
Актуальность и социальная значимость:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.
Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях
наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
Область применения: познавательно - речевое развитие детей раннего
возраста.
Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Уровень достижения цели:
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению и именно в этом дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию речи должна начинаться с самого раннего возраста. Работая в первой младшей группе, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики- это определё нный набор пособий : шнуровки, разные виды мозаики и конструкторов, различный дидактический материал, материал для изобразительной деятельности, различные виды театров, массажоры. Но наблюдая за действиями детей, отметила напряжённость движений, неточность выполнения упражнений, некоторые дети даже неловко держат ложку, не могут справиться с элементарными застёжками, взять мелкую игрушку. Проведённый мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и развития речи, вновь поступивших в группу детей, показал, что низкий уровень развития мелкой моторики и развития речи в среднем имеют 60%детей, а у 40%- средний уровень. Учитывая важность проблемы, провожу работу в тесном контакте со сменным воспитателем и родителями детей группы.
Проблема проекта : Необходимость организации целенаправленной систематической работы по развитию мелкой моторики рук и развития речи у детей раннего возраста через использование различных форм, методов и приёмов?
Цель проекта : разработать и совершенствовать условия для развития мелкой
моторики пальцев рук, способствующих развитию речи детей.
Задачи проекта :
- составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук,
способствующей развитию речи на основе тематического планирования;
- подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой
моторики рук, нацеленных на формирование и развитие речи;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста,
используя разнообразные формы, методы и приёмы;
- привлечь родителей к изготовлению развивающей среды в группе по
развитию мелкой моторики и речи.
Ожидаемый результат:
- возрастание интереса у детей к двигательной деятельности : упражнениям
и пальчиковым играм;
- значительное повышение внимания и памяти;
- положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;
- накопление впечатлений, личного опыта;
- обогащение эмоциональной сферы;
- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;
- приобретение детьми навыков диалогического общения.
Этапы проекта :
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
1. Изучение эффективных технологий и методик по развитию мелкой моторики рук и речи.
2. Выбор путей реализации проекта.
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи.
Сентябрь- Октябрь
Основной этап (практический)
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и речи на основе тематического планирования с подбором материала:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игры и упражнения с различными предметами;
- статические упражнения;
- динамические упражнения;
- пальчиковые игры;
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений и сценок.
Пополнение развивающей среды в группе играми и пособиями для развития мелкой
моторики рук и речи в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
2. Работа с детьми:
- игры с предметами;
- разного вида шнуровки;
- пальчиковый театр;
- картотека пальчиковых игр;
- игры с бумагой;
- игры с крупой;
- игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
Ноябрь-май
по ходу реализации проекта.
- игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;
- игры с центре «Воды и песка»;
- нетрадиционная техника рисования.
3. Работа с родителями:
- анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»;
- консультации:
«Речь и пальчики»
«Пальчиковые игры и развитие речи- какая связь?»
«Игры с предметами домашнего обихода»
«Как проводить с ребёнком пальчиковые игры»
«Приёмы развития мелкой моторики»;
- мастер-класс «Волшебные пальчики»;
- «Дни общения» (индивидуальные беседы);
- изготовление пособий по развитию мелкой моторики.
Заключительный этап
1. Подведение итогов и анализ:
- мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи детей;
- анкетирование родителей (для определения результативности проделанной работы).
2. Постановка задачи на будущее
Май
Система работы по развитию мелкой моторики рук и речи включает в себя
знакомство детей со строением рук посредством пальчиковой гимнастики,
массажа, игр, упражнений, которая ориентирована на дидактические
принципы:
Обучение и воспитание осуществляется в доступной привлекательной и соответствующей возрасту форме. Индивидуально-ориентированный подход и
всестороннее развитие ребёнка.
Развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды деятельности.
Необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Решение задач в системе всего воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.
Библиография:
1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь.
Москва: «Рипол плассик», 2008;
2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.
Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3
месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и
педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
Приложения:
1. План проекта.
2. План работы с родителями.
3. Перспективный план по развитию мелкой моторики.
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Консультации для родителей:
«Приёмы развития мелкой моторики».
«Пальчиковые игры и развитие речи- какая связь?»
«Игры с предметами домашнего обихода»
«Как проводить с ребёнком пальчиковые игры»
«Пальчиками играем- стишки повторяем»
6. Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте».
План проекта
Виды деятельности Цель и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие,
психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2. Мониторинг сформированности мелкой моторики рук и речи детей вначале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и сформированности речи, выстроить систему работы.
4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе
с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
5. Включение речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость
телесного контакта.
6. Консультации на тему: «Речь и пальчики», «Пальчиковые игры и развитие речи -какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода»,«Пальчиками играем-
стихи повторяем», «Приёмы развития мелкой моторики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
7. Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики» Познакомить родителей с
различными видами речевых пальчиковых игр.
8. Изготовления родителями пособия по развитию мелкой моторики Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их
помощи. Отметить успех и активных родителей, занимающихся с детьми речевыми
пальчиковыми играми.
10. Повторный мониторинг в конце учебного года.
Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо – речевого развития детей.
11. Анализ проделанной работы по проекту «Ловкие пальчики -развитая
речь» с педагогами ДОУ Проанализировать с педагогами ДОУ результативность
проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
12. Постановка новой проблемы: «Ловкие пальчики в мире весёлых превращений».
Пополнить план работы разделом «Нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук»
План работы с родителями
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»
Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Октябрь
Мастер – класс «Волшебные пальчики» Изготовление пальчикового театра
Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях Использовать пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.
Ноябрь
Консультация «Игры с предметами домашнего обихода»
Учить родителей использовать предметы домашнего обихода с целью развития мелкой моторики и речи ребенка.
Декабрь
Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр
Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей.
Январь
Консультация для родителей «Пальчиками играем - стихи повторяем.»
Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр
Февраль
Изготовление папки –передвижки «Пальчиковые игры и развитие речи - какая
связь?»
Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития.
Март
Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»
Совместная творческая деятельность родитель-ребенок.
Апрель
Отчетный показ пальчикого театра по сказке «Колобок»
Показать родителям достижения детей в творческой театральной деятельности.
Май
Посещение родителями НОД.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, обучать их приемам взаимодействия с детьми.
Приложение 3
Перспективный план по развитию мелкой моторики.
темы игр - занятий оборудование
Сентябрь
«Прищепки в корзинке» прищепки, корзинка
«Перекладывание двумя пальчиками» поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две мисочки.
«Скрути шнурок в клубок» поднос, шнурки разного цвета.
«Застегни кукле кофту» кукла, одежда с различными видами застё жек: пуговицы, липучки, молния.
Октябрь
«Игры с карандашом» карандаш с гранями.
«Забавный колобок» мотки цветных шерстяных ниток
«Игры с шариком» шарик, игрушка.
«Застегни застёжки» кусок плотной ткани, различного вида застёжки.
Ноябрь
«Наждак» кусочки наждачной бумаги разной шероховатости.
«Нанизывание» стержни, колечки.
«Маленькие помощники» тазик с водой, муляжи овощей.
«Взбиваем мыльные пузыри» венчик для взбивания, миска с водой немного детского шампуня.
Декабрь
«Поможем Золушке» поднос, две чашечки с разными видами круп.
«Чудесное сито» сито, две чашечки (в одной -рис, в другой - манка).
«Пересыпаем ложкой» Ложка, поднос, одна чашка - пустая, другая- с любой крупой.
«Рисуем дорожки» счётные палочки, поднос с манной крупой.
Январь
«Сюрприз» банка с крупой, 1-2 мелкие игрушки.
«Гремелки и шуршалки» различные маленькие ёмкости, разноцветные лоскутки, сухие листья, крупы.
«Самоделкины»(игрушки из комканой бумаги различные виды бумаги, пластиковые
бутылки, ленты, резиновые шнурки.
Февраль
«Сгибаем бумагу» бумажные ленты
«Рвём бумагу» различные виды бумаги разной толщины.
«Пальчиковые игры на бумаге» лист бумаги, краска - гуашь разного цвета.
«Рисунки ладошками» большие листы бумаги, краска – гуашь разного цвета.
Март
«Водяные струйки» пластиковые бутылочки с множеством дырочек на крышке.
«Шариковые бои» пластиковые бутылочки с дырочкой в крышечке, надувной шарик, таз с водой.
«Наливаем – переливаем» вода, различные по размеру ёмкости с крышками.
«Выловим из воды» таз с водой и без воды, ситечко, мелкие плавающие игрушки.
Апрель
«Выжимание губки» ёмкости с водой и без воды, паралоновые губки.
«Донеси – не разлей» ёмкости с водой и без воды, столовая ложка.
«Разноцветные капли» платформа с ячейками, пузырёк с подкрашенной водой, пипетка.
«Игры для пальчиков» пальчиковый театр
Май
«Отпечатки наших ручек» песок, сосуд с водой.
«Секрет» сухой песок, мелкие игрушки.
«Чудеса на песке» песок, сосуд с водой, формочки.
«Самомассаж» массажный коврик, чайная ложка, мыльница- ёжик, жёсткая зубная
щётка, грецкие орехи. Карандаши с гранями.