Елена Ристовая
Проект «Логосказка как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В. А.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Публикация «Проект „Логосказка как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников“» размещена в разделах
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. К. Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположе-ния на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.
Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает :
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л. С.).
Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Логосказка- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"
Время: проект долгосрочный
Цель проекта : Коррекция речи детей путём использования логосказок.
Задачи:
1. Развивать грамотную и связную речь.
2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
3. Улучшить звукопроизношение.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и детей друг с другом.
5. Повысить культурный уровень дошкольников.
6. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
7. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду.
Участники проекта :
1. Дети 5-6 лет.
2. Воспитатели.
3. Логопед.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
1. Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Речевой статус детей с ОНР
3. Диагностика детей с нарушениями речи.
4. Консультация родителей и педагогов по теме проекта.
5. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
6. Подготовка материальной и методической базы.
7. Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
• Звукопроизношение
• Фонематические процессы
• Лексико-грамматические категории
• Связанная речь
• Общая и мелкая моторика
II этап – основной.
1. Разработать цикл логосказок и апробировать их в проекте.
2. Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания).
III этап- заключительный.
1. Открытое занятие.
2. Анализ достигнутых результатов.
I этап - подготовительный.
1.1. Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.
Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Что же такое логосказки?
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок :
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
1. с куклами на палочках;
2. рукавичковый;
3. картонажный;
4. бибабо и др.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
1.2. Речевой статус детей с ОНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития по Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой)
Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не изжитыми нарушениями.
Только у 34% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 9 % детей.
В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «Логосказка - как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"
II этап – основной.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Исходя из изученного мною материала, я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать свою работу с привлечением логосказок, театральных средств. Театрализация педагогического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности: музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов; художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Работа проводится поэтапно.
1. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Знакомство детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняют игровые упражнения на развитие речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т. д.). В совместных играх упражняются правильному, плавному вдоху и выдоху, развивают мелкую и общую моторику, используют такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».
Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?», «Угадай, что делать?».
Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»).
Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.
Как промежуточный итог в конце месяца проводится совместная игровая деятельность - логосказка.
Логосказки проводятся в группе, в музыкальном и спортивном зале, там, где дети могут свободно двигаться, выполнять различные задания, закреплять навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работы.
Я разработала цикл логосказок и апробировала их в проекте.
2. Совместная работа логопеда с родителями : консультации (письменные, устные, проведение конкурса «Лучшая логопедическая игра», проведение собраний.
3. Совместная работа логопеда с воспитателями : консультации, семинар-практикум, подготовка к показу открытого занятия.
III этап- заключительный
В конце года проводится повторная диагностика детей. Показ открытого занятия.
Заключение.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования логосказок, в ходе работы эта цель была достигнута.
Мной был поставлен ряд задач, решив которые мы:
1. Развили у детей грамотную и связную речь.
2. Совершенствовали употребление лексико-грамматических категорий.
3. Улучшили звукопроизношение.
4. Создали на занятии благоприятную психологическую атмосферу.
5. Повысили культурный уровень дошкольников.
6. Систематизировали методический и дидактический материал по темам логосказок.
7. Разработали цикл логосказок и апробировали их в практике работы.
8. Обогатили предметно-развивающую речевую среду.
Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе : сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Результативность.
• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
• Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
• Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
• Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
• Улучшилось звукопроизношение.
• Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
• Повысился культурный уровень дошкольников.
Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детских садов, логопунктов.
Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс.