Людмила Сомко
Проект «Ёлка, ёлочка — зелёная иголочка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему ёлку считают символом Нового года?»
Наш обычай зажигать на Новый год ёлочные огни, пришёл из далёких времён. И родился он не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии. Древние Германские племена верили, что в ели живёт дух леса – хранитель зверей, птиц и растений. Воздавая почести этому дереву, украшая его, люди старались умилостивить этого духа.
В те далёкие времена люди собирались вокруг вечнозелёной ели, зажигали вокруг неё костры и пели, плясали, веселились.
И только после указа Петра 1 с 1700 года Новый год стали праздновать с 1 января.
Публикация «Проект „Ёлка, ёлочка — зелёная иголочка“» размещена в разделах
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Так и пошёл обычай встречать Новый год зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели. Мы любим зиму, заснеженный молчаливый лес, поля покрытые снегом, зимние развлечения на воздухе. И особенно нам мила нарядная ёлка, увешенная блестящими игрушками, в тёплой уютной комнате, когда за окном бродит славный мороз и танцуют в воздухе изящные снежинки.
Панорама «Добрые дела для ёлочки»
1. Воспитатель демонстрирует стенд «Панорама добрых дел для ёлочки», объясняет, что за все хорошие поступки и дела по отношению к ёлочке дети получат похвальные очки, которые будут нарисованы значками в пустых клетках против каждого фотопортрета. Показывает вертикальные графы-рубрики добрых дел. Спрашивает: что же хорошего для ёлочки можно сделать?
2. Акция «Зелёная ёлочка - живая иголочка».
Воспитатель говорит, что наступил декабрь. В конце месяца будет замечательный праздник, который все очень любят – это Новый год! Так повелось издавна, что Новый год встречали с Ё лкой: её рубили в лесу и привозили в дом, наряжали, вокруг неё веселились, а после Нового года, когда она засыхала, её выбрасывали. Раньше в России были громадные леса, ёлок было очень много. Теперь лесов осталось мало и ёлок тоже мало. Мы с вами сможем помочь сберечь их: нарисуем плакаты о том, чтобы не рубили живые ели, и развесим их на улице в разных местах. Праздник у нас в зале будет обязательно с ёлкой, только не с живой, а с искусственной. Вокруг живой ёлочки на нашем участке мы тоже устроим праздник, но рубить её не будем. Рисовать плакаты, развешивать их, не просить у мамы и папы купить живую ёлку – это тоже добрые дела. Все, кто будет принимать в них участие, заработают похвальные очки.
изготовление плакатов на тему :
«Сохраним ёлку – красавицу наших лесов».
Цель. Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения; учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок, изображать его; воспитывать желание защищать природу.
Материал. Листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько картонных трафаретов ёлки, экземпляры напечатанного текста на полосках бумаги: «Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка», игрушка старичок-лесовичок.
Ход.
Воспитатель сообщает, что на занятие пришёл лесовичок. Он очень расстроен: в лесу начали рубить ёлки к Новому году, а ему жалко каждое деревце. Воспитатель успокаивает лесовичка: «Ребята хотят делать добрые дела, они готовятся стать защитниками природы. Сегодня они нарисуют плакаты про ёлку, потом мы все вместе развесим их на улице в разных местах, чтобы напомнить людям о том, что ёлка живая и ей лучше расти в лесу».
Воспитатель демонстрирует плакат природоохранного содержания, объясняет: это крупный цветной рисунок, на нём написаны слова, призывающие любить и беречь природу. Плакаты могут быть разные, задача детей – придумать плакат про ёлку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.
Дети придумывают содержание плакатов и рисуют. Готовые плакаты вывешивают в раздевалке, чтобы познакомить с ними родителей. Все вместе обсуждают, где их можно повесить (на остановках автобусов, около магазинов, детских садов, школы, почты, поликлиники).
Воспитатель объясняет, что можно ещё нарисовать плакаты в детском саду или дома вместе с родителями. За каждый плакат даётся новое похвальное очко в «Панораме добрых дел».
2-ой этап акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка».
Воспитатель предлагает детям сосчитать сколько они увидят выброшенных ёлок, внимательно рассмотреть одну из них. В свободное время проводится беседа о срубленном и загубленном деревце. Предлагает рассказать, как выглядит выброшенная ёлка, чем она отличается от живой на корню, вызывает сочувствие к ней, сожаление о том, что её срубили.
3-ий этап акции Зелёная ёлочка – живая иголочка».
Дети сообщают, сколько они обнаружили выброшенных ёлок возле своих домов. Воспитатель заводит разговор о том, что все вместе они сделали доброе дело: нарисовали плакаты, развесили их, живую ёлочку не рубили.
Наблюдение
«Поможем ёлке – она живая»
Цель. Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветви; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее.
Ход.
Подведя детей к ели, воспитатель предлагает поздороваться с ней, полюбоваться на ее красоту: «Ель не человек – говорить не может, но мы с ней поздороваемся, скажем ей ласковые слова: красавица наша, мы пришли посмотреть на тебя и позаботиться о тебе. Стряхиваем снег с твоих лап, чтобы тебе стало легче. Прикопаем побольше снега к стволу, чтобы корни «не замерзли». Воспитатель сам осторожно стряхивает снег, дети помогают набросать его под елку. Затем вспоминают знакомые стихотворения о ёлочке.
«Значение ели в жизни человека»
Почти треть всей поверхности суши покрыта лесами. Леса растут в тех местах, где достаточно влаги для их роста. Так и всем хорошо известная ель. Это вечнозелёное растение с листвой, которая держится 6-7 лет, постепенно теряя её по мере роста новых листочков. Цветёт ель в мае-июне. Семена созревают в сентябре-октябре. Высота взрослого дерева может достигать 30-40 метров. Живёт ель 250-300 лет. Встречаются отдельные деревья, возраст которых достигает 400-500 лет. Ель - очень красивое дерево. Корни у ели не глубокие, в 10-15 лет у ели отмирает главный корень и дерево держится только на боковых корнях.
3. Беседа «С кем дружит ель?» Знакомить детей с новыми произведениями, оживив в памяти их собственные впечатления; помочь понять красоту лесной красавицы в стихотворениях.
Учить рассматривать сюжетные и предметные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предложения; закреплять знания об отличиях искусственной и живой ёлки.
Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); отражать в речи свои впечатления; формировать желание наблюдать за растениями, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Досуг
«Праздник новогодней ёлки для кукол».
Цель: закреплять знания детей о символе Нового года – ёлке, приобщать к традициям празднования Нового года; создавать праздничное настроение.
Оборудование и материалы. Досуг проводится в группе после дневного сна (на полдник в этот день детям должны дать вкусную выпечку и чай). Пока дети спят, воспитатель готовит помещение для праздника, кукол и другие игрушки, которые будут участвовать в нём, столы для чая, стулья для гостей. Помещение группы должно быть по-новогоднему красивым. Наряженная ёлка ставится в центре свободного пространства, подальше от неё большим кругом расставляются стулья для детей и несколько стульчи ков для кукол и других игрушек.
Куклы и мягкие игрушки из игрового уголка (не новые; на каждого ребёнка одна игрушка) должны иметь праздничные атрибуты (бантики и др.). Отдельно подготавливаются игрушки-гости: знакомые детям животные (курочка, петух, корова, коза, Дед и Бабка, которые приходили на занятия, картонная кукла Маша, Дед Мороз и Снегурочка, а также мешочек с конфетами, санки. В ходе досуга используются те музыкальные произведения, которые разучивались с детьми к празднику ёлки на музыкальных занятиях.
Ход.
Одетых, умытых и причесанных детей воспитатель собирает, говорит, что куклы хотят побывать на новогоднем празднике. Включает марш, и дети идут в группу, маршируют под музыку, потом садятся на стулья вокруг ёл- ки. Воспитатель раздаёт детям игрушки (кукла, мишка, зайка, лошадка, читая соответствующие стихи.
У Толи и Катюшки,
Есть разные игрушки:
Свинья с поросёнком,
Корова с телёнком,
Курочка хохлатка
И жёлтые цыплятки.
(И. Плаксида)
Давая детям мишку, зайку, лошадку, читает стихотворения А. Барто «Мишка», «Зайка» и др. Вручая куклу, можно продекламировать фрагмент из стихотворения А. Барто «Прогулка» :
Я куклу Наташу катаю в коляске,
Спать уложу – и закроются глазки.
Все куклы и игрушки из игрового уголка знакомы детям. Воспитатель говорит, что их надо порадовать: показать ёлку и её украшения. Предлагает встать и поближе подойти к ёлке со своей игрушкой. Включает фонограмму любой новогодней песни, знакомой детям, и поёт её вместе с детьми, затем сажает их на стулья. Сообщает, что к детям и куклам приехали гости. Ввозит санки, на которых сидят Дед, Бабка, корова, коза, кукла Маша и Дед Мороз со Снегурочкой, лежит мешок с подарками (конфетами).
Воспитатель показывает детям Деда Мороза и Снегурочку, ставит их под ёлку. Затем показывает других гостей, спрашивает у детей, узнали ли они, из какой сказки Дед с Бабкой. Всех сажает на стулья, предлагает смотреть на ёлку и на детей, на то, как они будут хоровод водить и песни петь.
Далее дети пляшут, поют, читают стихи, играют. Воспитатель даёт возможность рассказать любые стихи (а не только новогодние). Подвижные элементы праздника подбираются так, чтобы дети могли выйти вместе со своей игрушкой (чтобы куклы плясали тоже). Одним из таких моментов может стать игра-инсценировка стихотворения А. Барто «Ножками затопали». Воспитатель читает стихи и легко бьё т в бубен:
Ножками затопали,
Зашагали по полу:
Трам-трам! Тра-ра-рам!
Друг за другом по местам!
За Серёжей Лёвочка,
А за Лёвой Вовочка.
Раз! Два! Раз! Два! Три!
Петя, Петя, посмотри.
Когда все желающие выступят, воспитатель говорит, что Дед Мороз привёз детям угощение (каждому по конфете, рассаживает всех за общий стол празднично оформленный, каждому даёт чай и булочку. Дети за стол садятся со своими игрушками, понарошку их угощают. На этом досуг заканчивается, но все игрушки и атрибуты остаются в группе до конца дня для игры и свободного пользования.
Всё чаще в наших домах появляются ёлки из искусственных материалов. Это происходит не только из-за того, что они более доверчивы, чем настоящие, и позволяют продлить радости любимого праздника, но и благодаря - может быть, это важнее? – человеческому состраданию к природе. Ведь живая ёлка, пришедшая к нам в Новый год, обречена на короткую жизнь. Вот и мы решили изготовить ёлочки своими руками.