Татьяна Бурдаева
Проект «Лекарственные растения»
Проект
Актуальность.
Природа — настоящая кладовая здоровья. Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты. Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
Публикация «Проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Наблюдая и рассматривая растения на улице, на картинках, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.
Тип проекта : познавательный.
Сроки проведения: июнь-август (3 месяца, среднесрочный.
Участники проекта : дети, педагоги, родители воспитанников.
Цель: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах сбора, хранения и применения.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья.
Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.
Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие:
Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Формы реализации проекта : чтение художественной литературы, беседы, наблюдения, игры, трудовая деятельность.
Этапы проекта
1 этап - Подготовительный.
• Определение проблемы, постановка цели и задач;
• Определение методов работы;
• Подбор методической и художественной литературы;
• Подбор материала для продуктивной деятельности;
• Составление перспективного плана.
2 этап – Практический. Реализация проекта.
• Занятия;
• Игры;
• Беседы;
• Чтение художественной литературы;
• Рассматривание иллюстраций;
• Посадка растений;
• Уход за лекарственными растениями
• Наблюдение за растениями.
Педагогическая работа в рамках проекта :
Форма работы Название
Беседы. «Лекарственные растения»,
«Для чего нужны лекарственные растения»,
занятие-беседа «В гостях у Доктора Айболита»,
«Друг или враг?»,
«Кто любит цветы тот не может быть злым»,
«Доктора природы»,
«Зеленая аптека»,
«Скромный одуванчик»,
«Полезная крапива»,
«Ландыш – «заячьи ушки»
«Как хорош сегодня наш лопух!»
«Календула – ноготки»
«Ромашка – белая рубашка»
«Василек синий - медонос»
Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций по теме бесед
Чтение художественной литературы по теме Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павлова «Загадки цветов», «Хитрый одуванчик»
А. Плешаков «Зеленые страницы»,
А. Стрижев «Огород на опушке»,
В. Бианки «О травах»;
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик», «Легенды об одуванчике»
Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?»
Заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о лекарственных травах;
Художественно-продуктивная деятельность Аппликация: «Букет ромашек», «Полянка одуванчиков»
Лепка: «Цветочная корзинка»
Рисунки мелом «Ромашки»
Изготовление и установка табличек с изображением и названием растений.
Игровая деятельность Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний», «Узнай растение», «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное», «Узнай по описанию», «Что лечит это растение», «Фитодоктор», «Цветы и ветерок», «Садовник у нас на участке». Сюжетно-ролевые игры: «Зеленый доктор» (целебные свойства подорожника, «Аптека», «Больница»
Прослушивание песен Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «это называется природа»
Экспериментальная деятельность Сбор ромашки, засушивание;
Сбор мяты, заваривание чая;
Работа с родителями Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»;
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
Создание книги рецептов из лекарственных растений
3 этап – Заключительный
Анализ проведенной работы
Составление картотеки лекарственных растений
Изготовление книги рецептов лекарственных растений.
Результаты реализации проекта :
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о
природе;
- Сформировались знания о лекарственных растениях;
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
Выводы:
Процесс и результат проекта принес детям знания, удовлетворение, радость, переживание от полученных самостоятельных результатов.
Итоги проекта :
У детей повысился интерес к познанию окружающего мира;
Дети познакомились с лекарственными растениями и узнали о значимости их для человека;
Расширились кругозор и мыслительная деятельность детей, обогатилась речь;
Дети приобрели умения исследовательской деятельности;
Повысилось творчество детей в продуктивных видах деятельности;
У детей сформировались представления о необходимости бережного отношения к природе.