Ольга Антропова
Проект «Лего и мы» для детей 5–7 лет
Проект «Лего и мы».
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - долгосрочный
Срок реализации – октябрь – апрель
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники – воспитатели, дети 5-7 лет, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Лего и мы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Актуальность введения LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. LEGO–конструирование в ФГОС определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, умений наблюдать и экспериментировать.
Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Идея проекта : сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего-проекта.
Цель проекта : внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Расширять представления о конструировании, его значении в жизни человека;
2. Развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки;
3. Приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
5. Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
6. Обеспечить целенаправленное применение LEGO - конструктов в образовательном процессе детского сада:
7. Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению LEGO -технологии.
8. Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Планируемые результаты реализации проекта :
1) ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
2) ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
3) ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
4) ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; умеет определять, различать и называть детали конструктора
5) ребёнок умеет конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. Уметь работать по предложенным инструкциям
6) ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
Основные формы работы с детьми по конструированию:
1. по образцу – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.
2. по условиям – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение.
3. по свободному замыслу.
4. по модели.
5. По карточкам – схемам;
6. тематическое конструирование.
Основные методы и приемы образовательной деятельности:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Модель реализации проекта :
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы по ЛЕГО конструированию;
просмотр мультфильмов с участием лего-героев;
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
конструирование совместно с родителями воспитанников;
•цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Лего – уголок.
2. Наглядный материал:
- схемы;
- презентации;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ :
1. Папки-передвижки «Все о Лего»
2. Беседы с родителями «LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»
3. Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»;
4. Памятка для родителей «Играем в Лего дома»
5. Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
1. Актуальность, постановка цели и задач;
2. Составление плана работы по проекту;
3. Создание условий для реализации проекта «Лего и мы»;
4. Накопление информации и материалов по теме проекта :
• Просмотр мультфильмов;
• Подбор художественной литературы по теме проекта;
• Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
• Аудиозаписи;
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Запуск проекта
II этап. Основной
Период Форма проведения Задачи
1 неделя Ознакомительная.
Беседы: 1. «Дети мира играют в LEGO».
2. «Удивительное - в истории LEGO».
3. Что означает
слово- LEGO
4.«Какие наборы LEGO есть у тебя дома? - активизировать конструктивное воображение детей;
-создать условия для овладения основами конструирования
2 неделя Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов по теме: «История создания LEGO», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы». Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности.
Занятия по схеме. «Просмотр схем по легоконструированию»
- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
3 неделя Конструирование
«Русская печка» из сказки р. н. с. «Гуси-лебеди» - продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
Занятия по памятиКонструирование «Мост» Учить строить мост, соблюдая правила соединения, пользуясь образцом постройки. Закрепить умение создавать крепкие постройки, соблюдая правила соединения кирпичиков
4 неделя Занятия по памяти «Грузовой – фургон» Познакомить детей с назначением грузовых машин- фургонов;
определить конструктивные особенности машин-фургонов;
обучить выделению внутреннего пространства;
развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
развивать воображение и творческие способности.
Конструирование «Светофор» Расширять представления о светофоре и его значении.
Создание условий для формирования исследовательских умений у детей.
5 неделя Тематическое «Детский сад – детям рад». Активизировать продуктивное воображение детей. Стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомой постройке элементов новизны, закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
Занятие в рамках темы проекта
6 неделя Игра «Чья команда быстрее построит» -учимся строить в команде, помогать друг другу;
-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. На прогулке
Конструирование по замыслу из лего-конструктора Закреплять навыки творческого конструирования из деталей лего, навыки прочного соединения деталей;
полученные навыки конструирования;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность; интерес к разнообразным архитектурным сооружениям; воспитывать у детей уважение к результатам своей работы и работе других детей.
7 неделя Конструирование
«Зимний городок» -закрепить полученные навыки конструирования;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность
Д/И «Что лишнее?»
развивать внимание и память.
8 неделя Д/И «Построй, не открывая глаз»
- учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.
9 неделя Д/И «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку»
- формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния;
-развивать коммуникативные навыки.
10 неделя Виртуальная экскурсия по достопримечательностям города. Познакомить детей с историей образования Югорского моста через р. Обь. Воспитывать любовь и гордость своей Родиной.
11 неделя Чтение и заучивание стихов о LEGO помочь детям в сборе информации о конструкторе LEGO.
12 неделя Раскрашивание ЛЕГО раскрасок
13 неделя Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO : Герои LEGO, Автоледи
14 неделя Конструирование «Кормушка для птиц» Закреплять навыки, строить по схемам;
- Учить строить кормушку из лего-конструктора;
-Распределять детали лего-конструктора правильно.
15 неделя Д/И «Найди такую же деталь как на карточке»
закреплять названия деталей лего-конструктор;
- рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах;
- закрепить знания детей, развивать внимание
16 неделя Конструирование «Зимующие птицы»
- закрепить навык конструирования птиц;
-воспитывать доброжелательное отношение к природе
17 неделя Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление
18 неделя Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO : Полиция, LEGO- город
Дать детям основные понятия зимнего пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Рассматривание иллюстраций, схем.
19 неделя Конструирование «Новогодние игрушки» Развивать фантазию и воображение детей;
-Закреплять навык скрепления деталей;
-Учит строить более сложную постройку
20 неделя «Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций;
- рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран.
21 неделя Конструирование «Новогодний хоровод»
«Елочка красавица всем ребятам нравится». -закрепить полученные навыки;
-развивать фантазию, творчество;
-вызывать положительные эмоции.
III этап. Заключительный.
Анализ результативности работы над проектом «Лего и мы»
- Работа по ЛЕГО-конструированию даёт возможность дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
- Конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
- Ребё нок приобретает навыки культуры труда: начинает соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
- Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
*Обеспечению работы в рамках ФГОС;
*Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
*Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
*Повышению профессионального уровня педагогов.
Список использованной литературы:
1) Брофман В – Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. -144с. : илл.
2) Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
3) Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. – 88 с. : ил.
4) Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 240 с.
5) Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов-дефектологов. — М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -104 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
6) Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» : Пособие для педагогов. -М. : изд. Сфера, 2011.