Светлана Кученкова
Проект «Лаборатория неживой природы» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Лаборатория неживой природы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛОВЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Проект
«Лаборатория неживой природы»
первая младшая группа «Колобок»
подготовила
воспитатель дошкольных групп
Кученкова Светлана Викторовна
Публикация «Проект „Лаборатория неживой природы“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Младшая группа
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
с. Головчино 2016 год.
Тема проекта : «Лаборатория неживой природы» (первая младшая группа)
Тип проекта : информационно-исследовательский
Длительность проекта : 2 недели
Участники: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Цели проекта :
•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
•обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
•развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
•развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
•создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта :
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Реализация проекта :
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта : подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, песком.
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, кисточки, краски, губки, воронки, предметы из разных материалов,пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
II этап проекта : основной
Работа с детьми
1. Первая неделя
Вода
1 «Поплывет или утонет» "
Цель опыта: игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Материалы, оборудования: емкость с водой, набор мелких цветных предметов.
2 "Выжми мочалку» "
Цель опыта :игра способствует развитию мелкой моторики
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Материалы, оборудования: две емкости, губки.
3 «Водонос»
Цель опыта: игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении
Необходимый инвентарь: тазик с водой, пластиковый стакан, воронка, ложка.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в стакан.
Сравните, в какой банке воды окажется больше.
Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Материалы, оборудования: воронка.
4. «Налил-вылил»
Цель опыта: игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставьте ребенку свободу действий.
Материалы, оборудования: воронка.
5. «Волшебная кисточка"
Цель опыта:Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; кисточка;
Поставить перед ребенком стакан, предложить нанести кисточкой краску и промыть кисточку в стакане.
Материалы, оборудования: стакан, гуашь.
2. Вторая неделя
Песок.
1 "Песочные струйки "
Цель опыта:вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Материалы, оборудования:пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
3. «Рисунки на песке»
Цель опыта: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования, развивать моторику руки, воображение,
Материалы, оборудования: подносы.
3."Чудесные фигурки "
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы, оборудования:песок, вода;лопаточки, совочки, ведерки, емкости.
Работа с родителями
1. Первая неделя
Консультация- "Организация детского экспериментирования в домашних условиях ".
Цель:познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
2. Вторая неделя
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома
III этап: заключительный
Конкурс песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.
Литература
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
4. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
6. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
8. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. . - Волгоград: Учитель,2011 г.
9. Интернет ресурсы