оксана михалева
Проект «Квест-технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Квест- технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации ФГОС ДО»
Содержание
1. Аннотация проекта
2. Основная проблема
3. Актуальность темы
4. Основные ориентиры проекта :
5. Цели и задачи проекта
6. Новизна проекта
7. Ресурсное обеспечение проекта
8. Этапы реализации проекта
9. План реализации проекта
10. Ожидаемые результаты
11. Перспективы распространения проекта
Публикация «Проект „Квест-технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
12. Возможности дальнейшего развития
13. Список литературы
Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО. Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс. Для этого разработан данный проект.
- На подготовку основы для организации работы с использованием данной технологии.
- На развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством технологии квест.
- На обеспечение реализации партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми, совместного детско-родительского познавательного, исследовательского, игрового творчества.
Квест-эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Основная проблема:
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в образовательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям, ФГОС ДО предусматривает :
1. Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Перед педагогом возникает проблема: - как организовать образовательный процесс, чтобы ребенок научился проявлять инициативу, развить его познавательные и творческие способности? В этом нам помогает квест – технология.
Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Актуальность темы:
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОО по реализации задач и содержания образовательных областей ФГОС ДО.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучения и развлечения, с помощью квест-игры дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Основные ориентиры проекта :
Срок реализации проекта :
1 год (с 01.09.2017 по 01.09.2018)
Участники проекта :
воспитатели, воспитанники, родители
Адресация проекта :
Проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта :
По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта : на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость: Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, воспитателей и родителей с применением квест- технологии.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Цель проекта : повышение познавательной активности детей дошкольного возраста посредством квест технологии.
Задачи проекта :
1. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
2. Развивать всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному).
3. Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, создание положительного эмоционального настроя.
4. Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
5. Формировать в детях навыки сотрудничества, проявления инициативы, партнёрский стиль взаимоотношений взрослых и детей.
Новизна проекта заключается в том, что для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ используется квест -технология. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.
Этапы реализации проекта : (2017-2018 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа :
1 этап - подготовительный (сентябрь 2017г.)
2 этап - практический, основной
(октябрь 2017 – май 2018г.)
3 этап – итоговый (май 2018г.) Этапы реализации проекта : (2017-2018 учебный год).
План реализации проекта
Этап Содержание этапа Направление работы
I этап
подготовительный: сентябрь 2017года.
Изучение литературы по данной теме.
Консультация для родителей «Квест как современная игровая технология в ДОУ»
Дать представления о технологии Квест- игр в дошкольном образовательном учреждении
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
II этап
Практический, основной: октябрь-май
2017-2018 гг.
Октябрь
Информационный стенд, буклеты «Знакомство с технологией квестов»
Ноябрь Буклеты, памятки: 1.«Классификация квестов», 2.«Принципы построения квестов», 3.«Структура квеста»,
4.«Алгоритм организации и проведения квест- игры»
5.«Достоинства квестов для детей дошкольного возраста»
Ноябрь
Участие в педсовете:
Семинар- практикум «Основные подходы к Квест- технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».
Январь
Совместный квест с родителями «В поисках доброты.»
Март
Совместный квест с родителями «Ключи от счастья в семье ищи.»
Апрель
Открытое мероприятие: НОД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием квест-технологии
В течение учебного года
1. Цикл НОД с использованием квест-технологии, используя разные варианты: «Путешествие»,
«Волшебный клубок»,
«Карта»,
«Волшебный экран»
Май
Фотогалерея «Наши квесты»
Информационное сопровождение: 1. История понятия, определения квестов, сущность квестов.
2. Виды квестов. Плюсы и минусы квестов.
3. Знакомство с различными примерами квестов.
Информационное сопровождение педагогов и родителей воспитанников по применению Квест –технологии.
Развитие более доверительных отношений при работе с семьей, повышение родительской компетентности.
Представления о технологии подготовки и проведения Квест- игр в дошкольном образовательном учреждении
Создание ценности эмоционального общения родителей с детьми, через участие в совместных играх.
Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей.
Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.
Представления о многообразии подходов к проведению Квестов в дошкольном образовательном учреждении
III этап
аналитический:
май 2017 г.
Анализ результатов работы по проекту.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Развитие познавательной активности, любознательности дошкольников через организацию совместной деятельности с помощью квест-технологии.
2. Заинтересованность и подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
3. Повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализацию детей.
4 Формирование в детях навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе квест-технологии.
2. Разработка конспектов НОД с использованием квест-технологии.
Перспективы распространения Проекта :
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города, края, страны в качестве руководства по организации образовательного процесса в ДОУ на основе квест-технологии.
Возможности дальнейшего развития проекта :
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах.
Литература:
1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр. 144.
2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208.
3. Колесникова И. В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.