Елена Жигалова
Проект «Креативный ребенок в студии «Арт — Малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш».
МБДОУ «Семицветик» МО «Кезский район»
427580 Удмуртия п. Кез, ул. Кооперативная, д. 1а
Жигалова Елена Владимировна, старший воспитатель,
427 580 Удмуртия, п. Кез, ул. Аникинская, д. 16.
Краткая аннотация проекта :
Проект «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш» реализуется через индивидуальную работу с одаренными детьми и систему взаимодействия всех участников воспитательно -образовательного процесса.
Публикация «Проект „Креативный ребенок в студии „Арт — Малыш“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами. Проект позволяет всем участникам образовательного процесса, а в частности креативным детям заниматься любимым делом.
Актуальность:
Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, сегодня необходимы самостоятельные, свободные, креативные люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. При происходящем изменении в системе дошкольного обучения и воспитания важно создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, что позволит по-новому решать проблему одаренности детей-дошкольников, при этом открываются новые аспекты ее изучения и решения. Ян Амос Коменский утверждал, что «дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», где есть раздел «Одаренные дети». «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России» (Путин В. В). На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы. Самым сенситивным периодом для развития способностей и творчества является дошкольный возраст. «Творчество – особый вид Искусство - важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» (Выгодский Л. С.). «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» (Паустовский К. Г.). Понимая это, все большее число родителей заявляют в качестве своего социального заказа не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, но и заложит основу его личностного роста и жизненного успеха человека. «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (Паустовский К. Г.). Очевидно, что оптимальные возможности для личностного развития и роста ребенка создаются в процессе продуктивного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения. «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Выгодский Л. С.). Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства. «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». (Выгодский Л. С.). А детское творчество – это основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов способности в самообразовании для успешной самореализации в настоящем и в будущем.
Потребность создания проекта «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш» по художественно – эстетическому воспитанию с элементами основы художественного дизайна с использованием элементов нетрадиционных техник рисования обусловлено возросшими культурными потребностями родителей (законных представителей) и отказом от шаблонного восприятия действительности в современном мире. Каждый родитель желает видеть своего ребенка как креативную и активную личность. Исходя из этого, для развития творческих способностей в ДОУ было необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и конечно же родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты» (Нейгауз Г. Г.).
Цель: Создание условий для развития одаренных и креативных детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности детей (рисование, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Задачи
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
• Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
• Развивать у детей способности к восприятию произведений искусства. Дать ребенку первоначальные представления о дизайне.
• Формировать умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами.
• Создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.
• Организовать взаимодействие с партнерами социума для проведения выставок детских работ
• Способствовать развитию креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне.
• Воспитывать эстетический вкус.
Обоснование значимости: Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для МБДОУ «Семицветик». Огромные возможности открываются перед ребенком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. При работе над проектом учитывается неоднозначные подходы к «детской одаренности». В ДОУ много «способных» детей и приоритетной задачей является раскрытие интеллектуально - творческого потенциала каждого. Но, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Занятия в студии «Креативный ребенок в студии Арт – Малыш» призваны освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда цель соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным маршрутам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Ресурсы: бумага формата А4 и А3, гуашевые, акварельные, пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, салфетки бумажные и тканевые, ватные палочки, соль, клей, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты, поролоновые губки, пенопластовые трафареты.
и т. д.
Срок реализации: 1 год
Целевая аудитория: дети, педагоги, родители.
План реализации проекта.
этап Задачи. Формы работы Мероприятие сроки
I этап организационно – аналитический Задачи:
- анализ ситуации;
-создать условия для организации изостудии в МБДОУ «Семицветик»;
-привлечь дополнительных социальных партнеров в реализации проекта;
- провести комплексные педагогические диагностики индивидуальных особенностей воспитанников
Используемые формы работы:
• подбор и изучение литературы по проблеме;
• подбор творческих заданий и игр на развитие художественно-творческих способностей в соответствии с возрастом;
• подбор соответствующих диагностик на одарённость и проведение диагностики (начало учебного года)
• составление перспективного планирования работы студии
• подбор и составление консультативного материала для педагогов и родителей Выпуск информационных памяток, методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
Сентябрь
II этап – практический Задачи:
- приобщать детей к художественному творчеству;
- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах художественного творчества детей;
-развивать способности на основе дифференцированного подхода к одаренным детям.
Представляет собой прохождение 3 модулей:
1. Работа с ребенком
• приобщать к художественному творчеству;
• обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами образовательных областей в едином педагогическом процессе;
• способствовать самореализации.
2. Работа с педагогами
• активное вовлечение в творческий процесс по пополнению и систематизации методического обеспечения;
• повышение профессионального мастерства с целью правильной организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными воспитанниками.
консультация для педагогов ДОУ: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству».
3. Работа с родителями
• привлечение родителей к активному участию в конкурсном движении;
• психолого-педагогическая поддержка в воспитании одаренного ребенка.
Данный этап проекта включает в себя следующее:
• приобретение наглядно - дидактических пособий;
• подбор необходимого технического оснащения;
• создание картинной галереи в ДОУ;
• мастер – класс для родителей по теме: «Волшебство с кисточкой».
• Активное участие в конкурсах детского художественного изобразительного творчества.
Творческие встречи одарённых детей с художниками района, области.
Создание авторских творческих работ одарёнными детьми в фонд студии.
Оформление творческого Портфолио одарёнными детьми
Оформление сезонных и индивидуальных выставок творческих детских работ.
Проведение мастер – классов
Октябрь-июнь
III этап – итоговый Задачи:
-анализ итогов реализации программы
- обобщать опыт,
Этот этап проекта включает анализ проведенной диагностической и практической работы:
• проведение диагностики успехов детей;
• создание выставочного стенда в ДОУ детских работ.
Содержание проекта включает себя творческую деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Итоговое мероприятие в форме интегрированного развлечения для детей и родителей.
Оценка результатов
Способы оценки эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться администрацией МБДОУ «Семицветик», родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.
Будет осуществлено:
• тестирование воспитанников;
• мониторинг интегративных качеств детей;
• анкетирование, опрос родителей по реализации проекта «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш» Критерии эффективности реализации проекта
• проявление интереса к художественному творчеству;
• проявление творчества и активности на всех этапах работы с проектом Показ для родителей на общем родительском собрании авторского фильма или слайд - презентации по итогам работы реализации проекта «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш»
Благодарность родителям за воспитание и поддержку ребенка
Оформление выставки детских работ
июль - август
Ожидаемые результаты:
Дети:
- к концу проекта дети научатся сами задумывать свой образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Проявится более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысится их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. У детей также пробудятся чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми станет ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, будут способствовать успешному формированию у детей креативного мышления. В ходе реализации проекта между детьми и педагогом сформируются отношения сотрудничества. Такая работа раскроет и воспитает у ребенка такие черты характера, как коммуникабельность, умение моделировать, сотрудничать, работать в команде и индивидуально. Все эти черты помогут в дальнейшем становлению социально значимой личности, и ориентации в будущей профессии.
Родители:
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
- повышение психолого - педагогической компетентности;
-информированность о жизнедеятельности ДОУ;
-возможность сотворчества и проведения совместных мастер – классов;
-удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, уровня.
Педагоги:
- сформируется база с одаренными детьми и система работы для развития одаренности современных условиях;
- усовершенствуются формы работы с одаренными и способными детьми;
-разработаются индивидуальные программы с одарёнными детьми студии;
- создание индивидуальной адаптированной образовательной программы для одаренного ребенка;
- сформируется банк технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.
Социальный эффект
- расширение и развитие межотраслевого взаимодействия в области культурно-творческих взаимосвязей, организация передвижных выставок детских работ в Детской школе искусств;
- проведение детско-родительских гостиных с показом мастер классов самими детьми для педагогов, родителей других ДОУ;
- создание итогового видео фильма «Одаренный ребенок МБДОУ «Семицветик»;
- увеличение числа, выявленных одаренных детей и поступление одарённых детей в детскую школу искусств, для дальнейшего развития по художественному профилю;
-количественные показатели успешности детей (выставки-конкурсы, профильные дни, качество знаний).
Перспективы дальнейшего развития проекта :
-Проект позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу и творчество.
-Дальнейшее развитие проекта «Креативный ребенок в студии «Арт – Малыш» будет служить мощным инструментом развития всех качеств личности одаренного ребенка и художественного самовыражения через участие воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах.
- Создание программы для одаренных детей «Арт – Малыш» которая позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход.
Литература.
1. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г.
2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. Под редакцией М. Г. Ярошевского М. : Педагогика 1987г
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011г.
5. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет М. : ВЛАДОС, 2011г.
6. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду. //Дошкольная педагогика. 2009г.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет- М. : Сфера, 2007г.
8. Никитина А. В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009г.
9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2009г.
10. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М. : Сфера, 2010г.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011г.
12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014г.
13. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.