Ирина Иванова
Проект «Красавица Осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 411 комбинированного вида»
Проект
«Красавица-осень»
Выполнила: Иванова Ирина Сергеевна,
воспитатель
г. Новосибирск
2015
Цель проекта : Создать условия для развития речи детей в процессе реализации темы «Осень».
Структура проекта :
1. По доминирующей деятельности (игровой, познавательный, творческий)
2. Длительность: краткосрочный (неделя).
Публикация «Проект „Красавица Осень“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
3. Участники проектной деятельности : родители и воспитанники старшей группы МКДОУ д/с № 411.
Актуальность: На прогулке по территории детского сада было выявлено в беседе с детьми об их знании о времени года «Осень». Дети не могли изложить мысли в рассказе в полном предложении. Это привело к мысли к созданию краткосрочного проекта «Красавица-Осень». И тогда прозвучал вопрос к детям: «Дети, вы хотели бы научиться правильно составлять свои рассказы?» В ответ прозвучало: «да».
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию мировоззрения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Задачи:
- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- Развивать монологическую форму речи.
- Формировать умение связно, последовательно составлять описательный рассказ по схеме.
- Пополнить общеобразовательную среду тематической художественной литературой, картинами, плакатами, дидактическими играми, трафаретами для рисования, раскрасками.
-Привлечь родителей к совместной деятельности изготовления поделок вместе с детьми на тему «Дары осени», «Поделки из природного материала».
Этапы
Содержание
Постановка проблемы Научить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме; формировать знания о признаках осени с помощью дидактических игр «С какого дерева листочек», «Назови ласково осеннее явление природы»; закреплять речевые и не речевые звуки.
Решение проблемы Проведения занятий по образовательным областям: Развитие речи, художественно-эстетическое развитие (аппликация «Елочки»). Приглашаем в гости осень.
Подготовительный Выявить уровень знаний воспитанников по теме Красавица-осень. Подбор методического обеспечения, оборудования: осенний букет, схема для составления описательного рассказа «Времена года», муляжи овощей (огурец, морковь, лук, перец, корзина с орехами, трафареты ёлок (большие и маленькие, мелко нарезанные шерстяные нити (зелёного цвета, кисточки для клейстера, салфетки, лист бумаги А4).
Сделать рекламу для родителей о конкурсе выставки поделок «Красавица-осень» на тему «Дары природы», «Поделки из природного материала».
Реализация проекта Образовательная деятельность: Проведения тематических занятий по развитию речи в течение недели, заключительное интегрированное занятие по развитию речи в мероприятии и изобразительной деятельности: тема «Красавица осень».
Предварительная работа:
1. Понедельник.
Прогулка по территории детского сада, наблюдением за явлением природы «Наступила осень». Чтение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Дети высказывают свое впечатление о содержании стихотворения. Сравниваем, увидевшее на прогулке с содержанием стихотворения.
Вторник.
Звучит спокойная мелодия, воспитатель читает «Уж небо осенью дышало…» Евгений Онегин» А. С. Пушкин.
После обращает внимание на слова и выражения, которые использует поэт, рассказывая об осени. Просит вспомнить, какие из явлений, описанных в стихотворении, дети могли наблюдать, предлагает рассмотреть иллюстрации в периоде ранней осени. При ответах на вопросы воспитатель побуждает подбирать определения к ответам: осень, погода, ветер, облака.
Физкультминутка
-Мы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер - полетели
Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил и на землю отпустил.
Рассматриваем иллюстрации осенних работ в саду и огороде. Уточняем, что делают жители сел и деревень осенью, как они трудятся, подводим к составлению коллективного рассказа. Проводим беседу с детьми об их участии в сборе урожая на даче и в деревне, что богатый урожай плодов, собранных осенью, нужно сохранить для использования зимой. Говорим о заготовках из ягод, овощей и фруктов. Учимся составлять полные предложения по монографической схеме о фруктах и овощах.
Дидактическая игра «Сок, соленья и варенье»
В конце занятия воспитатель читает стихотворение об осени.
Среда
Тема: Составление рассказа по картине «Дети гуляют в осеннем паке»
Закрепляем знания о признаках осени в растительном мире. Обобщаем представления, полученные на занятиях, прогулках, повседневной жизни. Учимся составлять рассказ по картине и придумываем название картины.
-Уточняем и закрепляем правильное произношения звуков «С» и «Ц», учимся отчетливо поизносить слова и фразы с этими звуками с разной силой голоса и разном темпе:
-Читаем скороговорку «Скворцы и синицы - веселые птицы» - хором и по одному, быстро и медленно, громко и шепотом; Дети слушают рассказ - загадку О. Иваненко «Спокойной ночи!» отрывок. Разбираем его содержание. – Рассматриваем осенний букет из листьев, называем каждый листочек.
Физкультминутка «Осень»
Ветер старый клен качает,
Листья с веток осыпает,
Спрятались давно жучки,
Дремлют в норках паучки.
Гуси лебеди галдят,
Улетать на юг хотят.
Зайка серенький линяет,
Шубку летнюю меняет.
Строит мишка толстоногий
На зиму себе берлогу.
Солнце ниже опустилось – значит, осень наступила.
Далее рассматриваем осенний пейзаж с детьми по вопросам (вопросы по содержанию нарисованной картины). Воспитатель учит составлять по нему рассказ полным предложением. – Закрепляем представление о пользе прогулок на природе (вспоминаем правила поведения в природе).
Четверг
Повторение стихов об осени В. Драгунский «Друг детства»
Учимся понимать стороны нравственной категории дружбы. - Закрепляем умение читать стихи выразительно, передовая интонации вопроса, удивления, восхищения. Пригласить детей посетить выставку осенних пейзажей, на которой предложить провести концерт: «Чтецов стихов об осени», стоя у иллюстрации которую выберут сами дети.
Физкультминутка «Зонтик»
Если дождик проливной,
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Желто- красный – голубой.
Кто не повстречается,
Очень удивляется.
Говорит кругом народ: «Вот так чудо! Зонт идет!»
Даже чуточку обидно, что меня совсем не видно…
М. Сидорова
Воспитатель читает краткое содержание стихотворения В. Драгунского «Друг детства». Просит детей подумать о том, как должны поступать хорошие друзья и постараться быть такими.
Во второй половине дня в течение всей недели проводить индивидуальное занятие по развитию речи: Научить детей составлять описательный рассказ об осени по схеме.
Пятница
-Наблюдение на территории детского сада за деревьями, повторить названия деревьев;
-чтение рассказа И. Соколов-Микитов «Осень». Слушание звуков окружающей среды, рассматривание иллюстрации «Хвойный лес». - Проведение заключительного интегрированного занятия в форме мероприятия «Красавица осень».
По художественно-эстетическому развитию проведение аппликации «Елочки». Приглашаем в гости «Осень»
2. Совместная деятельность с родителями: Проводим беседу с родителями о совместном изготовлении поделок из природного материала, из овощей, фруктов.
Итог Проведение мероприятия:
-Занятие «Красавица-осень».
-Встреча с осенью. Презентация. Проведение художественного занятия по аппликации «Елочки».
- Выставка поделок и работ детей совместно с родителями.
Работа с родителями Подготовить для родителей памятки для организации бесед по темам:
- «Деревья осенью», «Осенняя одежда», «Овощи».
Беседа «Правила безопасности в осенний период».
Беседа «Витамины для детей».
-Рекомендации на совместные прогулки:
- наблюдения за деревьями, погодой и погодными явлениями.
Развивающая среда Пополнения среды тематической художественной литературой, картинами, плакатами, дидактическими играми, трафаретами для рисования, раскрасками.
Красавица-осень. (План мероприятия)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, узнаем, хорошо ли вы познакомились с природой, смекалистые ли вы, и выясним, кто самый эрудированный.
Воспитатель: За каждый правильный ответ вам будет даваться звездочка.
Воспитатель: - Дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.
Я маленький листочек, позолоченный осенью. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко- высоко, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.
- Дети, в какое время года приглашает нас этот листочек? (Время года осень)
Кто назовёт имена осенних месяцев? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Я предлагаю вам с листочком поиграть и какая осень ему рассказать. (Признаки осени)
Игра
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Дети, в какие краски расписала осень листочки? (Ответы детей). А все вместе они – раз - но- цветные.
- Дети, эти листочки необычные, каждый из них предлагает интересные игры - задания. Задание от первого листочка: игра «Назови ласково осенние явления природы» тот, кто ответит садится на свое место,
Солнце осенью - осеннее солнышко
Ветер осенью - осенний ветерок
Дождь осенью - осенний дождик
Листик осенью - осенний листочек
Дерево осенью – осеннее деревцо
Основная часть:
- Какие звуки вы знаете? (Речевые и не речевые)
- Назовите не речевые звуки? (Звуки окружающей среды).
- На какие две группы делятся речевые звуки? (Гласные и согласные).
Следующее задание от волшебного листочка «Покажи листок с дерева, которое я назову»
С каштана - каштановый
С клена - кленовый
С липы - липовый
С дуба - дубовый
С березы - березовый
С рябины - рябиновый
С тополя - тополиный
А сейчас возьмите листочки и давайте покажем, какой сильный ветер бывает осенью (глубоко вдохнули воздух через нос и подули на листочек) «Ветер, ветер, ветерок».
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(Дети поочередно поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями смотрят вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья?
(Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я!
(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел.
(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год.
(Дети стоят весело хлопают в ладоши)
Игра «Назовите погоду, которая бывает осенью»
Когда дует ветер - ветреная погода
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Солнце – солнечная
• Ясно - ясная
Следующее задание от волшебного листочка «Составь рассказ о поздней осени» по схеме.
(дети рассказывают по опорной схеме о поздней осени)
Ребята, угадайте, что за гость к нам сей час прейдё т:
Загадка:
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла? (Осень)
(Звучит музыка, заходит Осень)
Осень : Я - Осень! Славная, милая, золотая!
Я в лесу побывала,
На огородах все собрала,
И к вам я пришла!
Воспитатель: Здравствуй, осень дорогая!
Осень : Здравствуйте, в добрый час!
Рада дети видеть вас!
Не с пустыми руками к вам пришла, -
Что-то интересное принесла.
Осень : Дети, попробуйте угадать, что в этой корзине?
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)
(Осень вместе с детьми заводит хоровод) Хоровод «Урожайный» 1 куплет.
Воспитатель: дети, зато, что осень нас развлекала, хороводы с нами водила. Давайте её за это отблагодарим. Подарим картины которые сейчас с вами сделаем.
Дети садятся на места: приступают к аппликации.
Воспитатель объявляет тему аппликации.
Ребята, скажите, что растёт в хвойном лесу. (Сосны, ели)
И сейчас мы создадим картину хвойного леса нетрадиционным способом.
Картина называется «Ёлочки».
Мы будем располагать вблизи большие ёлочки, а вдали маленькие.
Берём трафарет большой ёлочки, прикладываем на лист бумаги и обводим по контуру. Берём трафарет маленькой ёлочки, прикладываем на линию горизонта, обводим по контуру. Убираем трафареты. Ёлочки обильно намазываем клейстером, не выходя за контур, насыпаем нитки на всю поверхность ёлочки. Прижимаем ладошкой, чтобы нитки хорошо приклеились.
(После окончания работы дети дарят свои картины осени)
Осень : Молодцы, ребята! Спасибо вам.
Отгадайте еще один осенний подарок.
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется. (Орех)
Осень : Правильно, это орех. В подарок я вам принесла целую корзину орехов. В этом году их уродилось очень много! В народе говорят : «Как буйно зародятся орехи - будет холодная зима».
Воспитатель: Спасибо, тебе Осень!
Осень уходит.
Воспитатель подводит итог занятия.
Заключительный этап:
Создание выставки «Дары осени, Поделки из природного материала, Делаем своими руками».
Подведение итогов. Вручение наград.
Презентация интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности (старшая группа).
Результаты проекта :
1. Дети научились составлять по образцу простые и сложные предложения.
2. Умеют поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.
3. Научились последовательно составлять описательный рассказ по схеме.
4. В группе пополнена общеобразовательная среда тематической художественной литературой, картинами, дидактическими играми, трафаретами для рисования, раскрасками.
5. Родители с большим удовольствием приняли участие вместе с детьми в изготовлении поделок на тему «Дары осени», «Поделки из природного материала»
6. Проведена выставка поделок «Красавица - осень», вручены награды.