Людмила Дулова
Проект «Краса ненаглядная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по нравственно - патриотическому воспитанию
«Краса ненаглядная»
Тема: «Берёзка русская моя»
Воспитатель
Дулова Людмила Михайловна
2022год
Вид проекта :
Познавательно – исследовательский.
Продолжительность:
с 1 сентября по 30 ноября
Участники проекта :
Дети группы, педагог группы, родители, музыкальный руководитель.
Цель:
Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.
Задачи проекта :
Темочки:
1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении, и символе страны.
2. Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Воспитывать любовь к родному краю, Родине; бережное отношение к природе, способность чувствовать ее красоту.
Актуальность: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.
В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе
Проблема:
Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Использовать в жизни полученные знания о березе.
2. Развитие патриотических чувств у детей.
3. Умение организовывать творческие, народные игры.
4. Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей:
А. Прокофьева, С. Есенина, В. Степанова.
5. Выставка детских работ: «Берёзка русская моя…»
Методы и приёмы проекта :
Наглядные, словесные, игровые, практические
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
Изучение уровня знаний детей. Подбор методической и художественной литературы.
2. Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3. Заключительный этап.
Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта.
Тематическое планирование проекта
Сентябрь. Тема месяца: «На нашем участке березка растет»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
*Досуг «В гостях у Петрушки» (знакомство с проектом «Краса ненаглядная»)
*Интерактивная презентация «Во поле береза стояла…»
*Беседа «На нашем участке береза растет»
*Посиделки в мини-музее. Рассматривание иллюстраций и фотографий русской березы (разные времена года). Рисование нетрадиционными техниками (пальчиками) «Березка». *Развлечение «Расскажи о своем зеленом друге»
*Посиделки в мини-музее. Коллаж «Березовая роща»
*Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в березовую рощу»
Октябрь. Тема месяца «Береза и человек»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
*Интерактивная презентация «Что дает береза человеку»
*Страничка в тематический альбом «Стихи и загадки о берёзе»
*Экскурсия в деревню Шуваловка (знакомство с русской избой, деревянной посудой, игрушками, предметами быта, музыкальными инструментами.)
*Фотосессия «Русская красавица» (фото с березой)
*Страничка в тематический альбом «Богородская игрушка» *Посиделки в мини-музее «Театр ложек»
*Интерактивная презентация «Березовое царство – лучшее лекарство»
*Музыкальный досуг «Ложки, ах, ложки мои!»
Игра на музыкальных деревянных инструментах.
*Выставка картин русских художников о березе.
Ноябрь. Тема месяца «Русская береза – символ Родины моей»
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
* Досуг «Необыкновенная одежда березы»(знакомство с берестой). Рисование на бересте «Наши берестяные грамоты»
* Страничка в тематический альбом «Поделки из бересты» *Знакомство с берестяным промыслом - интерактивная презентация «Кострома – музей бересты».
*Посиделки в мини-музее. Аппликация из бересты «Грибочки» *Интерактивная презентация «Березовые лапти».
*Посиделки в мини-музее с приглашением студии ручного творчества. Мастер-класс с родителями «Плетение лукошек» *Музыкальное развлечение «Береза – русская душа».
*Викторина «Русская березка».
1. Подготовительный этап.
Подбор методической литературы.
Экскурсия с детьми по территории детского сада.
2. Основной этап. Содержание проекта
Игровая деятельность
ЦЕЛЬ: учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
Сюжетно - ролевые игры:
«Семья»,
«Путешествие в лес»,
«Прогулка по парку».
Дидактические игры:
«Угадай с какого дерева лист»,
«Найди березу»,
«Кто живёт на берёзе»,
«Что лишнее».
Подвижные игры:
«Кто быстрее добежит до берёзы»,
«Горелки»,
Хороводная игра «Во поле береза стояла» :
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла» :
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.
В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей. Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
Художественная литература
ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
• Загадки о березе.
• Пословицы и поговорки о березе
• Стихи о березе: А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую», И. Бунин «Листопад» (отрывок, С. Есенин «Белая берёза под моим окном», П. Воронько «Берёзка», В. А. Рождественскии «Берёзка».
• Рассказ о берё зе: В. Бианки «Волшебная берёза»
Загадки:
Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь. (Береза)
***
Стройная девица,
Платьице из ситца,
Черные сапожки,
По весне – сережки. (Береза)
***
Одела блондинка зелёный платочек,
Для путников сделав в дороге тенёчек.
Одела серёжки и птиц приютила,
А кто хотел пить, тех соком поила. (Берёза)
***
Это дерево раз в год Сок, как будто фрукт, дает. (Береза)
***
И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая. (Березка)
***
Весной на белой ножке
Растит в листве серёжки,
А из коры в надрезах
Мне дарит сок полезный!
***
Что в розовом тумане Шуршит мне утром ранним?
(Береза)
***
Красила весной и летом
Волосы зелёным цветом.
Но видать перестаралась;
Без волос зимой осталась.
Только белый сарафан
Облегает стройный стан.
Пословицы и поговорки:
Бела береста – да дёготь чёрен.
Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.
Берёза ума даёт (о розгах).
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
Где дубняк, там и березняк.
Для врага и берёза – угроза.
И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Лопаются сережки у березы, время сеять хлеб.
Стихи:
«Люблю берёзу русскую» А. Прокофьев
Люблю берёзу русскую
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся - но не ломится
***
Берёза. Сергей Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Листопад» (отрывок). И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
***
Берёзка В. А. Рождественскии
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
***
Берёзка. П. Воронько
Тонкая берёзка,
Ростом невеличка.
Словно у подростка,
У неё косичка.
Деревце на славу
За год подросло.
До чего кудряво,
До чего бело!
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес.
Вырастут берёзы,
Будут до небес!
***
Волшебная берёзка В. Бианки
Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.
Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берё зка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – желедь (см. 1). Сияет вся моя берёзка.
Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?
А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.
Улетели с жалобным писком синицы.
Солнце выше, выше, теплей, - и растопило желедь.
Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.
Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.
Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.
желедь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.
Развитие речи
ЦЕЛЬ: Активизировать и обогащать словарь детей.
. Составление описательных рассказов о берёзе, рассказов по сюжетным картинам.
. Беседы.
. Дидактические игры: «Предлоги», «Посчитай», «Какой? Какая? Какое?», «Узнай по описанию».
Беседа «Почему березы белые?»
Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
– Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит песня «Во поле березонька стояла».
– Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускается. Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Xoтите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму березы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу.
Д/и «Предлоги»
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т. д. ; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам.
Д/и «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один лист, два листа, пять листьев.
Одна берёза, две берёзы, пять берёз.
Одно облако, два облака, пять облаков.
Д/и «Какой? Какая? Какое?»
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением берёзы, гриба, пня, солнца, девочки, облака.
Ход игры: На столе лежат картинки с изображением предметов. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
Д/и «Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о деревьях и их частях: «Овальный, лёгкий, зелёный, висит на ветке» (Лист).
Музыкальная деятельность
ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
• Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера,
• А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую»
• Хоровод «Ай, да берёза»
• Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла».
• Музыкальная хороводная игра «Берёзка»
Художественная деятельность
1. Лепка «Русская берёзка». Пластилинография.
2. Рисование «Берёзка»
3. Аппликация «Красавица береза».
4. Конструирование из бумаги «Хоровод»
5. Рассматривание иллюстраций берез в разное время года
6. Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как:
Иван Иванович Шишкин «Березовая роща»,
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»,
И других картин с изображением берёз.