Марина Кириллова
Проект «Край мой древний, край мой славный»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека, формируются первые представления детей об окружающем мире, идет установление первых отношений с людьми, формируется представления о государстве, гражданами которого явля-ются их родители и в будущем они станут сами. Поэтому так очевидна значимость формиро-вания гражданственнности и патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с род-ным краем, местом, где проживает ребенок и его семья.
Изучение темы логичнее начать с ознакомлением с историческими событиями образования Нижегородского края, его символикой, достопримечательностями и героями.
Публикация «Проект „Край мой древний, край мой славный“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Сроки проведения проекта : 3 и 4 недели октября
Участники проекта : педагоги, дети 7-го года жизни, родители (законные представители)
Цель проекта : расширение знаний об исторических событиях, символике, достопримеча-тельностях Нижегородского края и его героях
Задачи проекта :
Ознакомление с историческими событиями образования Нижегородского края.
Формирование представлений о символике Нижегородского края, ее истории, достопримеча-тельностями и героями.
Развитие связной речи, исследовательских и аналитических способностей и поискового поведения у дошкольников.
Воспитание у дошкольников эмоционально-положительного отношения к родным местам.
Воспитание у детей умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной творческой деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Ресурсное обеспечение проекта :
Нормативно – правовое:Устав ДОУ, программа развития ДОУ; согласование проекта с адми-нистрацией детского сада
Материально – техническое: аудиоаппаратура, интерактивное оборудование, компьютер, ска-нер, принтер, ксерокс, фотокамера, канцтовары, расходные материалы, выставочные стеллажи
Информационное: представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте воспитателя и учреждения, на образовательных порталах сети Интернет
Учебно-методическое: подбор методической, познавательной литературы, периодических из-даний, интерактивных материалов
Кадровое: совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме, рганизация взаимодействия с социальными партнерами
Ожидаемые результаты:
Дошкольники имеют представления о родном крае, его истории, достопримечательностях, памятных местах, символике, героических людях, проявляют любознательность и интерес к теме, задают вопросы, проявляют настойчивость в поиске ответов.
Проявляют самостоятельность, творческие способности, коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности.
Проявляют чувство любви, гордости и привязанности к родному краю, уважительное отношение к людям, его прославившим.
Родители демонстрируют повышение педагогической культуры в данном направлении, установлено сотрудничество и партнерские отношения с семьями воспитанников и другими учреждениями.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Итоговые мероприятия: праздник «День народного единства», вернисаж «Край мой древний, край мой славный»
Предварительная работа:
Анализ уровня сформированности гражданственности и патриотизма дошкольников (ознакомление с родным краем)
Проведение анкетирования и интервьюирования родителей (законных представителей) с це-лью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, изучение и подбор методической ли-тературы; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка перспек-тивного планирования
Этапы реализации проекта :
1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов
Составление плана работы
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: видеописьмо от вы-пускников детей детского сада с вопро-сом, как готовятся к школе и что они знают о родном крае.
Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.
Принятие задач и продуктов проекта – подготовка вернисажа «Край мой древ-ний, край мой славный» и презентация его на празднике «День народного единства» 1 день
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
Планирование деятельности всех участников образовательных отношений
Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Составление плана деятельности по изу-чению исторических событий образова-ния Нижегородского края, символики, достопримечательностей, героев.
Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределе-нии зон ответственности при организа-ции деятельности.
Просветительская деятельность, направ-ленная на повышение педагогической культуры, расширение информационно-го поля родителей:
Тренинг «Как создать благоприятную обстановку общения с ребенком дома»
Стендовая информация «Рекомендуем прочитать с ребенком»
Рекомендации для родителей «Знако-мим ребенка с родным краем», «Что нужно для юного исследователя»
Родительское собрание «Формирование гражданственности и патриотизма у до-школьников»
Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, встреч с интересными людьми и т. д.
Составление плана взаимодействия со специалистами
Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением Участие в составлении плана
Объединение по творческим подгруп-пам, выбор капитанов групп, распреде-ление обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности
3 дня
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами
Задачи:
Формирование представлений об историических событиях образования Нижегородского края, символике и достопримечательностях, героях, памятных местах.
Формирование навыков находить информацию из разных источников.
Развитие любознательности и интереса к теме, умения задавать вопросы, проявления настой-чивости в поиске ответов.
Проявление самостоятельности, творческих способностей, коммуникативных навыков при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности.
Проявление чувства любви, гордости и привязанности к родному краю, уважительного отношения к людям, его прославившим.
Повышение педагогической культуры родителей в данном направлении, установление сотрудничества и партнерского отношения с семьями воспитанников и другими учреждениями.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Беседы: «Мы-жители Нижегородского края», «Символика и достопримеча-тельности родного края», «День народ-ного единства в истории славного края и страны», «Нижегородские воины-защитники Отечества», «С кем можно поговорить о смысле этого праздника?», «О героях давно отгремевшей войны», «Доброе слово встречному человеку», «Сталинский сокол», «Каким должен быть герой?»
Труд: поручения
Сюжетные игры: Внесение атрибутов к игре «Журналистика». («Репортажи из районов края», «Госпиталь», «Военно-полевая почта»)
Экскурсии в музеи, к памятным местам, в парк
Коллекционирование и рассматривание:
Фотографии и открыт-ки «Нижегородский край –из прошлого в будущее», значки- магниты, марки с символами Нижегородского края, иллю-страций, посвященных событиям народ-ного ополчения, народностей Нижего-родского края и их национальных ко-стюмов, иллюстрации с событиями ВОВ, военных фотографий, писем, наград, военной техники, войск Россий-ской Армии;
Электронные ресурсы: СD диски «За-щитники Нижегородского края», «Край мой древний, край великий», «Знамени-тые люди, герои земли Нижегородской»
Чтение и обсуждение произведений ху-дожественной литературы:
«Я и мы» В. Орлов;П. Воронько «Лучше нет родного края»;И. Трубин «Хрусталь-ные звоны»;А. Власов, М. Горький;«Легенда о дятловых горах» П. Мельникова-Печерского;«Предание об основании Нижнего Новгорода» П. Мельникова-Печерского;легенды, предания и сказки города Нижнего Нов-города и Нижегородской обла-сти;«Нижегородская сказка» Нионка Такая и Лариса Кацман;«Минин и По-жарский» народная песня, Сказки наро-дов Нижегородского края (марийские, татарские, мордовские, чувашские, по-словицы и поговорки о силе, мужестве, доблести, «Дети-герои» сост. И. К. Гон-чаренко, Н. Б. Махлин, «Последний вы-стрел», «Спасибо тебе, Трезор» Е. Воро-бьева, «Пашкин самолет» В. Козлов
Музыкальная деятельность:
Слушание:
Гимн Нижнего Новгорода, «Сормовская лирическая», сл. Е. Долматовский, муз. Б. Мокроусов; «Песнь о Нижегород-ском крае», муз. В. Новикова «Походный марш», «Кавалерийская» муз. Д. Кабалевский, «Катюша», сл. М. Иса-ковский, муз. М. Блантер, «Синий пла-точек»,
Труд: дежурства, помощь взрослым
Сюжетные игры: «Журналистика».
Интерактивные игры:«Узнай город», «Подбери пару» («раньше» и «сейчас», «Герои земли Нижегородской»
Настольные игры: «Кому что нужно», «Что к чему», «Собери кратинку», «Найди отличия» «Собери паззл» (кар-тинки с изображением памятников, гербов районов, национальных костю-мов народов и др, «Собери из палочек самолет (танк)»
Решение проблемных ситуаций «Где и у кого можно узнать об исторических событиях?», «Кого можно поздравить в этот день?»
Экскурсии в музеи, к памятным местам, в парк
Составление картографа «Нижегород-ский край-из прошлого в будущее»; «Что нужно и не нужно защитнику зем-ли Нижегородской»
Коллекционирование и рассматрива-ние:
Фотографии и открыт-ки «Нижегородский край –из прошлого в будущее», значки- магниты, марки с символами Нижегородского края, ил-люстраций, посвященных событиям народного ополчения, народностей Ни-жегородского края и их национальных костюмов, иллюстрации с событиями ВОВ, военных фотографий, писем, наград, военной техники, войск Российской Армии
Моделирование: «Символика родного края»
Просмотр и обсуждение видеоматериа-ла Мультфильм «Нижегородская об-ласть» из цикла «Мульти-Россия», 2007г.
Экспериментирование с материалами при изготовлении творческих работ, костюмов исторических воинов, марке-ров пространства для игры
Разгадывание кроссворда «Символика Нижегородского края»; «Военный Нижний»
обсуждение произведений художе-ственной литературы:«Я и мы» В. Ор-лов;П. Воронько «Лучше нет родного края»;И. Трубин «Хрустальные зво-ны»;А. Власов, М. Горький;«Легенда о дятловых горах» П. Мельникова-Печерского;«Предание об основании Нижнего Новгорода» П. Мельникова-Печерского;легенды, предания и сказки города Нижнего Новгорода и Нижего-родской области;«Нижегородская сказ-ка» Нионка Такая и Лариса Кац-ман;«Минин и Пожарский» народная песня, Сказки народов Нижегородского края (марийские, татарские, мордов-ские, чувашские, пословицы и пого-ворки о силе, мужестве, доблести, «Де-ти-герои» сост. И. К. Гончаренко, Н. Б. Махлин, «Последний выстрел», «Спа-сибо тебе, Трезор» Е. Воробьева, «Пашкин самолет» В. Козлов
Составление индивидуальных расска-зов о проведенных выходных в инте-ресных места родного края, рассказов по теме с позиции семьи (+фото, дет-ское творчество, «Герои в нашей се-мье»
Изобразительная деятельность: «Сим-волы Нижегородского края», «Нижего-родский кремль», «Прыжок через по-люс», «Защитники Нижегородской зем-ли»
Изготовление карты Нижегородской области с отметками районных центров
Конструктивно-модельная деятель-ность:
«Нижегородский кремль», «Город- мо-сты, дороги, транспорт», «Корабль», «Танк», «Самолет», «Паровоз», ангар для военной техники для сюжетной иг-ры, схемы, иллюстрации
Пение «Родной край» Э. Костина, Н. Бордюг;«На горе-то калина», народ-ная; «Гимн Нижегородской области» сл. В. Шамшурин, муз. Л. Сивухин, «Служить России» муз. Э. Ханок, сл. И. Резник; «Брат-солдат», «Праздник по-беды» муз. М. Парцхаладзе
Игра на инструментах:«Марш»
Движения:«Хоровод» Т. Потапенко
Народные игры Нижегородского края:
Игра в «криночки»; «Тюлень (олень)
Подвижные игры: «Сражение»; Эстафе-та «Преодолей препятствия!»;
Игры – состязания: «Богатырские заба-вы» 5 дней
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта
Задачи:
Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе
Развитие интонационной выразительности речи
Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров
Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок
Подготовка к презентации итоговых продуктов для выпускников детского сада. Игровая ситуация: запись на ви-деокамеру с тем, чтобы переслать детям (пригласительные билеты для родите-лей (законных представителей, специ-алистов).
Организация презентации итоговых продуктов проекта. Подготовка к презентации итоговых про-дуктов для выпускников детского сада.
Представление продуктов деятельности: вернисаж «Край мой древний, край мой славный» - праздник «День народного единства» 1 день