Ида Ипатова
Проект «Космос» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ № 675 прогимназия «Талант»
Г. Санкт – Петербурга Красносельского района
ПРОЕКТ
«КОСМОС»
подготовительная группа «Знайки» №9
воспитатель: Ипатова Ида Федоровна
Санкт – Петербург
2020г.
Тип проекта : обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: краткосрочныйный, групповой.
Публикация «Проект „Космос“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, библиотекарь, воспитатель Лянгасова Г. В. и дети первого класса
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства
Проблема: способствовать развитию у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу… Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Задачи:
Для детей:
«Познавательное развитие» : Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах. Расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (54-летием первого полета в космос); Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала; Воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; Воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете. «Социально-коммуникативное развитие» : Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений. «Речевое развитие» : Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. «Художественно-эстетическое развитие» : Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. «Физическое развитие» : Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Сроки реализации проекта : с 3.04. 2020 – 10.04.2020 год.
Ожидаемые результат:
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Этапы работы над проектом :
Первый этап: Подготовительный, посвящён выявлению первоначальных знаний детей, разработке системы занятий, подбору разнообразных материалов, оформлению уголка по теме проекта. Информация родителей о предстоящей деятельности.
Второй этап: должен стать временем конкретной реализации содержания проекта.
Третий этап: оценочный, целиком посвящён подведению итогов, анализу результатов, составлению отчётов.
1 этап – подготовительный :
1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе. 2. Информированность родителей о предстоящей деятельности. Такими могут быть: Проведение родительского собрания в рамках темы; Оформление папки-передвижки, фотовыставки. 3. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
4. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
6. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом. 7. Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Первые попытки покорения космоса»
Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
2. Беседа «Из истории возникновения ракеты»
Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.
3. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
4. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
5. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
6. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
7. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
НОД:
1. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Что мы знаем о космосе» Задачи: 1. Познавательное развитие: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса 2. Речевое развитие: Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Тема: «Необъятный космос» Задачи: 1. Познавательное развитие: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С. П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну. 2. Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. 3. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Путешествие в космос» Задачи: 1. Познавательное развитие: ФЭМП - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Считать обратно от названного числа в пределах 10, знать структуру задачи. Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос. Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел. Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники. Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде. 2. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Космическое путешествие» Задачи: 1. Познавательное развитие: ФЭМП - закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; упражнять в умении различать и называть цифры по порядку; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность. 2. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Экскурсия в библиотеку.
Тема: «Как человек научился летать»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Загадочный мир космоса» Задачи: 1. Художественно-эстетическое развитие: Рисование - Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику. 2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты. 3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Путешествие в космос» Задачи: 1. Художественно-эстетическое развитие: Аппликация - вызвать интерес к созданию космической композиции; совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную, ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения; закрепить освоенные детьми навыки и умения, дать возможность творчески применить их: вырезать космическую ракету по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое; дополнять ракету другими элементами (иллюминатор, сопло, крылья); складывать полоски в несколько раз для получения одинаковых деталей (звёзды, кометы); формировать умение планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом; развивать воображение и композиционное решение, гармонично размещать детали на листе бумаги, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца. 2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты. 3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Покорители космоса» Задачи: 1. Художественно-эстетическое развитие: Лепка - совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным и комбинированным способами; показать рациональный прием лепки; нацелить на изображение характерной экипировки, передавать движение космонавта, чтобы стало понятно, что он делает - парит в невесомости, ремонтирует корабль, идет по Луне или приветствует инопланетян. 2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты. 3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Ракета» Задачи: 1. Художественно-эстетическое развитие: Конструирование – формировать интерес детей к искусству оригами, учить аккуратно складывать бумагу по схеме, развивать логическое творческое и мышление 2. Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе : планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты. 3. Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром» «Невесомость», «Солнышкo и дождик», «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». «Полёт в космос» Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы. «Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. «Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры: - «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят раке»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа : - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» Рубрика для родителей: «Это интересно!» «История развития космонавтики» «Важнейшие этапы освоения космоса»
Третий этап – заключительный:
1. Презентация проекта - Праздник «Дети тянутся к звёздам» Задачи: 1. Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение. 2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения. 3. Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
2. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» с первым классом
3. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)
4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
5. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.
Работа по теме «Космос» показала, что дети владеют знаниями о космических планетах, первых космонавтах.
Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности:
Владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи:
Проявляют интерес больше узнать о космосе.