Папки-передвижки

Проект «Коррекционная работа как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП»

Костина Евгения
Проект «Коррекционная работа как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП»

Тема проекта :

«Коррекционная работа как средство развития мелкой моторики

детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом»

Актуальность проекта

Детский церебральный паралич входит в категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. У детей с ДЦП наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии.

Публикация «Проект „Коррекционная работа как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП“» размещена в разделах

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета РФ каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности. Формирование мелкой моторики у таких детей представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой деятельностью.

Проблема проекта. У детей с ДЦП процесс формирования мелкой моторики имеет свои особенности. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются нарушением тонуса мышц, наличием парезов, насильственных движений - гиперкинезов. Недоразвитие мелкой моторики влияет на развитие речи, на формирование навыков письма в период школьного обучения, поэтому коррекция нарушения мелкой моторики является важной задачей обучения и воспитания детей с ДЦП. От уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе. Таким образом, развитие мелкой моторики становится одной из главных задач коррекционной работы с детьми с ДЦП.

Недостатки развития мелкой моторики у детей с ДЦП могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Исходя из того, что систематическое использование игровых методов при проведении занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков кистей и пальцев рук, нами был создан проект развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом.

Целью проекта является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики на основе игровых упражнений.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук (хватание, соотносящие действия, подражание движениям рук взрослого).

Корригировать зрительно-слуховое восприятие для формирования полноценного развития мелкой моторики детей.

Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

• Формировать навыки самообслуживания на основе игровых упражнений.

Ожидаемые результаты проекта

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики у детей с ДЦП принесет положительные результаты: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; улучшается речь; развивается память, мышление, внимание; улучшаются движения пальцев руки; определяется ведущая рука; изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый; движения в руке становятся более согласованными, координированными; наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Ресурсы проекта

Материально - технические условия реализации проекта : для работы с детьми необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми. В первую очередь необходимо подготовить: дидактические игры со шнуровкой; картотеку пальчиковых игр, комплексов самомассажа; книжки-раскраски; шипованные (массажные) мячики; разные виды конструктора.

Следует изготовить разные виды театра: театр «топотушки», пальчиковый

театр, театр на палочке. Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки. Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока.

Кадровое обеспечение: требуется участие педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей, родителей.

1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе

Сущность развития моторики в онтогенезе заключается в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки и координационные комбинации.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Поэтому, необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность.

Мелкая моторика – это способность всех кинетически-двигательных элементов организма совершать целостные, четкие, координированные небольшие, незначительные по размеру движения.

1.2. Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием

Исследования показывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и обучения. Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки. Согласно данным психологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.

Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности. Кроме того, совершенствование мелкой моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

1.3. Своеобразие развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Однако у детей с ДЦП процесс развития мелкой моторики происходит иначе. Это обусловлено сложным и стойким расстройством в сфере развития мелкой моторики : нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений – гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений пальцев. Обучение таких детей имеет свою специфику, требует особого подхода. ДЦП – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжелыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными расстройствами.

У детей с ДЦП трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, т. к. недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. Исследование мелкой моторики у детей с ДЦП показало, что при всех формах заболевания встречаются стойкие или обратимые патологические установки верхних конечностей.

Наиболее часто у детей встречается приведение плеча к туловищу, сгибание руки в локтевом суставе, сгибание кисти и пальцев. Разгибание руки бывает затруднено; нельзя не отметить снижение силы в мышцах-разгибателях плеча, предплечья и кисти. Все это в значительной степени затрудняет формирование важнейшей функции кисти-захвата предмета.

Кроме того, для детей с ДЦП характерны нарушения точности, соразмерности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность в разных суставах. Все это задерживает развитие опорной, указывающей, отталкивающей, хватательной функций кисти и пальцев, составляющих основу манипулятивной деятельности навыка письма.

Дети с ДЦП затрудняются выполнять изолированные движения пальцев рук с дозированным усилием и заданной амплитудой; часто у них наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность пальцев при удержании карандаша или ручки, иногда, наоборот, их чрезмерная слабость.

2. Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

В содержании коррекционно-образовательной работы с детьми с ДЦП, уделяется большое внимание формированию мелкой моторике. Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению мелкой моторики, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений, важен учет психологических особенностей ребенка. В коррекции двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ДЦП необходимо учитывать темп, в котором ведется упражнение. Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта. При выполнении игровых упражнений не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания. Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей выполнять предложенное упражнение, они должны вызывать только положительные эмоции у ребенка и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

Работа по проекту должна проводиться ежедневно и строиться на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей. В ходе работы над проектом разработано комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

Лексическая тема Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель

Сентябрь Семья Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Массаж кистей и пальцев рук. Веселые человечки Упражнение «Этот пальчик»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Массаж кистей и пальцев рук.

Части тела, лица Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Массаж кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Массаж кистей и пальцев рук.

Фрукты Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Массаж кистей и пальцев рук.

Упражнение «Чудесный мешочек». «Наши помощники карандаш и кисточка». Упр. «Узнай на ощупь» (нахождение и называние спрятанных в песке фруктов). Пальчиковая гимнастика «Яблоки». Массаж пальцев рук. «Яблонька» (лепка)

Октябрь Овощи Пальчиковая гимнастика «Овощи». Массаж кистей и пальцев рук. Упражнение «Чудесный мешочек» Упражнение для пальчиков «Засолка капусты». «По ровненькой дорожке» (рисование) Пальчиковая гимнастика «Овощи». Массаж пальцев рук. «Помидор и огурец» (рисование)

Осень Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком. Рисование пальчиком «Листопад» Закрашивание по трафаретам «Осенние листочки». «Заборчик для петушка» (лепка) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком.

Одежда Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком. Шнуровка «Пришей пуговицу». Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». «Дорожка для Миши» (конструирование) Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком.

Обувь Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком. Упр. «Зашнуруй ботинок». Пальчиковая гимнастика «Мы топали». Упражнение «Шнуровка». Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком «Веселые ножки».

Ноябрь Дикие животные Пальчиковая гимнастика «Белка». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком. Упр. с прищепками «Ёжик», «Соберем шишки для белок» Пальчиковая гимнастика «Серенький зайка». «Сварим Мишке суп». «Угощение для Мишки» (лепка) Пальчиковая гимнастика «Белка». Массаж кистей и пальцев рук массажным мячиком.

Домашние животные Пальчиковая гимнастика «Котята». Массаж кистей и пальцев рук зубной щеткой.

Пальчиковая гимнастика «Котята». «Наши помощники - карандаш и кисточка» Пальчиковая гимнастика «Котята». Массаж пальцев рук. «Клубочек для котёнка» (рисование).

Декабрь Зима Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». Массаж кистей и пальцев рук зубной щеткой. Рисование пальчиком «Снежинки» Пальчиковая гимнастика «Про-кати комочки по дорожкам». «Дождик, дождик, пуще.» (рисование) Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». Массаж пальцев рук. «Мой друг снеговик» (лепка)

Посуда Пальчиковая гимнастика «Помощники». Массаж кистей и пальцев рук зубной щеткой. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Пальчиковая гимнастика «Помощники». Массаж пальцев рук.

Новый год Пальчиковая гимнастика «На ёлке». Массаж кистей и пальцев рук зубной щеткой. Игра «Собери бусы в гирлянды», рисование пальчиком «Огоньки на ёлочке». Упражнение «Обведи гирлянды по точкам». Пальчиковая гимнастика «Перед нами елочка».

Пальчиковая гимнастика «Перед нами елочка». Массаж пальцев рук. «Украсим ёлочку огоньками» (ручной труд)

Продукты питания Пальчиковая гимнастика «Пирог». Массаж кистей и пальцев рук. Су – Джок терапия. Упр. «Покормим человечков» Пальчиковая гимнастика

«Мы компот варили».

Пальчиковая гимнастика «Идем в гости». Массаж пальцев рук. «Баранки к чаю» (лепка)

Январь Комнатные растения Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения». Массаж кистей и пальцев рук. Су – Джок терапия. Упр. с прищепками «Собери цветок». Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий». Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения». Массаж пальцев рук.

Транспорт Пальчиковая гимнастика «Транспорт». Массаж кистей и пальцев рук. Су – Джок терапия. Упр. «Проведи машинки по дорожкам». Пальчиковая игра «Поехали-поехали!» Пальчиковая гимнастика «Транспорт». Массаж пальцев рук.

Февраль ПДД. Светофор Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Массаж кистей и пальцев рук. Су – Джок терапия. Пальчиковая гимнастика «Правила дорожного движения». Упражнение «Раскрась машины» Пальчиковая гимнастика.

Массаж пальцев рук

Мебель Пальчиковая гимнастика «Мебель». Массаж кистей и пальцев рук грецкими орехами. Упр. «Стул для матрешки», игра с прищепками «Спинка кресла», пальч. рисование «Новый диван». «Мамин помощник», «Накроем на стол», «Стул для зайки»

(конструирование)

Пальчиковая гимнастика «Мебель». Массаж кистей и пальцев рук. Упражнение с грецкими орехами.

Игрушки Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Массаж кистей и пальцев рук грецкими орехами. Упр. «Найди свою игрушку в мешочке», «Нарисуем клубок для котенка». Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Учить обводить предметы по пунктирным линиям («Бабушкин клубочек»). Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Массаж пальцев рук грецкими орехами. Упр. «Собери пирамидку».

Март Мамин праздник Пальчиковая гимнастика «8 Марта». Массаж кистей и пальцев рук грецкими орехами. Упр. «Бусы для мамы», мозаика «Сло-жи цветочек маме». Пальчиковая гимнастика «8 Марта».

«Разложи в коробочки»

Пальчиковая гимнастика «8 марта». Массаж пальцев рук грецкими орехами. «Мамины бусы» (сенсорика)

Весна Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап». Массаж кистей и пальцев рук грецкими орехами. Игра с прищепками «Тучки и солнышко». Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап».

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап». Массаж пальцев рук грецкими орехами.

Птицы Пальчиковая гимнастика «Птицы». Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом. Игра с прищепками «Птичка павлин». Пальчиковая гимнастика «Птицы». «Мы фасоль переберём», «Покорми птичку»

Пальчиков. гимнастика «Птицы». Массаж пальцев рук шестигранным карандашом. «Покормим птиц» (лепка)

Весенние цветы Пальчиковая гимнастика «Птицы». Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом. Мозаика «Чудесный цветочек», рисование ватными палочками «Одуванчики». «Наши помощники - карандаш и кисточка». Пальчиковая игра «Цветки». Упражнение «Собери цветок». Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки». Массаж пальцев рук шестигранным карандашом.

Крупная мозаика «Выложи цветок».

Апрель Деревья Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом. Лепка барельефная «Первые листочки» «Соберём листочки для Миши»

«Бочка мёда»

(рисование)

Артикуляционный массаж Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу». Массаж пальцев рук шестигранным карандашом. «Построй дерево» (карандаши)

Геометрические фигуры Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом. Упр. «Почтовый ящик», «Что лежит в мешочке». Пальчиковая гим-настика «Геометрические фигуры». Самомассаж пальцев рук «Будем пальчики считать», «Дождик, дождик, пуще.» (рисование) Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Массаж пальцев рук шестигранным карандашом. Упр. «Чудесный мешочек», Упр. «Коробка форм».

Рыбы. Подводный мир Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Массаж кистей и пальцев рук щеткой для волос. Пальчиковое рисование «Рыбка», игра с прищепками «Рыбий хвостик». Пальчиковая гимнастика «Море волнуется раз…» Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Массаж рук щеткой для волос. Упражнение «Найди рыбку в аквариуме».

Дом и его части Пальчиковая гимнастика «Домик». Массаж кистей и пальцев рук щеткой для волос. Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов». «Простые аналогии», Сложи фигуру из палочек.

Пальчиковая гимнастика «Домик». Массаж рук щеткой для волос. Упражнение «Строим дом из палочек»

Май Насекомые Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Массаж кистей и пальцев рук щеткой для волос. Упражнение с прищепками «Жучок». Пальчиковая гимнастика «Комарик»

«Наши ручки хороши!»

Пальч. гимнастика «Комарик». Массаж рук щеткой для волос. Упр. «Насекомые», «Жучок» (выложить из круга и палочек).

Лето Пальчиковая гимнастика «Радуга». Массаж кистей и пальцев рук щеткой для волос.

Пальчиковая гимнастика «Радуга». «Накормим колобка»

Пальч. гимнасти-ка «Радуга». Массаж рук щеткой для волос. Упр. с прищепками «Сол-нышко». «Солнышко и дождик» (рисование пальцами).

Заключение

Для достижения поставленной цели было составлено комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Были разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук, включающие различные виды детской деятельности, систематизирован материал по развитию мелкой моторики рук (игры, упражнения).

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в работе с дошкольниками, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Игры и упражнения были рекомендованы для использования на занятиях различными видами деятельности в ДОУ, в свободной деятельности, а также во время прогулок и рекомендовались родителям. Следовательно, благодаря проведенной работе, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП позволит достигнуть положительных результатов.

Список литературы:

1. Аммосова, Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей [Текст] / Н. С. Аммосова. – Логопед – 2004 № 6 – С. 78-83.

2. Баренцова Н. П. Готовим руку к письму [Текст] / Н. П Баренцова. – Дошкольное воспитание № 2 – 1996. – 89 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

4. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Наши пальчики играют. [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб: Паритет, 2003. – 144 с.

5. Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно [Текст] / О. Жукова – Дошкольное воспитание № 11, 2006. –14-17 с.

6. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М. : Издательский центр «Академия» 2001 – 192 с.

7. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры [Текст] / О. А. Новиковская. – М. АСТ, 2007 – 96 с.

8. Семенова, К. А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) [Текст] / К. А. Семенова. – Минск: Поппури, 2002 – 282 с.

9. Серганова, Т. И. Как победить детский церебральный паралич [Текст] / Т. И. Серганова. – СПб: Детство – пресс, 1995 – 189 с.

10. Соковых, С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики [Текст] / С. В. Соковых. – Логопед № 3, 2009 – 63-67 с.

11. Тимофеева, Е. Ю., Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова. – СПб: КОРОНА-Век, 2014 – 32 с.

12. Шипицына, Л. М., Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 232 с.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Коррекционная работа как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ДЦП»
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 14:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД