Ольга Матюхина
Проект «Коррекция речи детей логопедических групп средствами малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Коррекция речи детей логопедических групп
средствами малых фольклорных форм»
Актуальность
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых, но несмотря на то, что многие учёные указывают на огромную роль устного народного творчества в формировании личности ребёнка, образности речи дошкольников, словесного творчества детей, его потенциал в практике дошкольных учреждений используется недостаточно. Поэтому появляются следующие проблемы:
Публикация «Проект „Коррекция речи детей логопедических групп средствами малых фольклорных форм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
1. Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо). У детей нарушено фонематическое восприятие.
2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, согласовать между собой слова.
3. Ребёнок использует в своей речи рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов, нелитературные слова и выражения.
4. Не может правильно подобрать эпитеты, подходящие по смыслу глаголы, образовать новые слова.
5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст.
6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. У ребёнка отсутствует культура речи : не используется интонация, ребёнок не регулирует громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Имеет плохую дикцию.
Проблема проекта. Раскрыть возможности использования малых форм фольклора для всестороннего развития речи детей на логопедических занятиях и в режимных моментах. Создать дидактический коррекционный материал на основе потешек.
Цели проекта :
Формировать интерес к народному творчеству.
Обобщить опыт работы по проблеме коррекции речи средствами фольклора.
Создать условия для повышения интереса педагогов к применению малых фольклорных форм на логопедических и музыкальных занятиях.
Разработать и внедрить систему игр и упражнений с применением народных потешек и песенок для детей логопедической группы.
Использовать средства фольклора в качестве стимула (мотивации) для улучшения детско-родительских отношений, развития у детей познавательных способностей, доброжелательного отношения к окружающему миру.
Повышение качества образовательно-воспитательного процесса в логопедической группе.
Задачи проекта
Проанализировать представления родителей детей логопедических групп и педагогов ДОУ о влиянии фольклорных форм на развитие личности ребёнка
Систематизировать имеющийся практический материал о роли малых фольклорных форм в речевом развитии дошкольников на логопедических и музыкальных занятиях
Применять малые фольклорные формы на логопедических занятиях с использованием музыкального аккомпонемента для стимуляции речевых и мыслительных процессов детей
Формировать умение слушать и понимать услышанное.
Учить детей анализировать содержание фольклорных
произведений, создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств
Формировать умения использовать доступные детям средства
выразительности произведений устного народного творчества в
разных видах деятельности. Способствовать формированию творческой активности в речевой деятельности детей.
Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, поощрять желание детей придумывать загадки, пословицы и т. п.
Развивать у дошкольников психические процессы.
Сделать подборку текстов потешек с иллюстрациями и разработать на их основе коррекционно - развивающие упражнения по развитию речевых навыков для логопедических и музыкальных занятий.
Разработать и провести обобщающий семинар – практикум для воспитателей по проблеме проекта.
Риски:
• Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Преподносить фольклорный материал на позитиве, не перегружая детей объемом, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта.
• Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Участники: учитель- логопед, музыкальный работник, воспитатели, родители.
Целевая группа : дети 5-6 лет.
Продолжительность проекта : 1 год.
Реализация проекта. Этапы работы:
1 этап:
Организационный Разработка и применение анкеты для диагностики представлений родителей о влиянии фольклорных форм на развитие личности ребёнка.
Ознакомление родителей и музыкального руководителя с целями и задачами проекта.
Консультации со специалистами ДОУ о возможностях речевой работы с использованием малых фольклорных форм в разных видах деятельности.
2 этап:
Практический Подбор фольклорного и иллюстративного материала. Фольклорный материал подбирается с учётом возраста, специфики нарушений речи и в зависимости от этапа коррекционной работы.
Продумывание и подборка речевых упражнений и игр к данному материалу (сборник «Играем с потешками», внедрение этих игр в логопедические занятия с использованием музыкального компонента.
Разработка и проведение специальных консультаций для воспитателей по проблеме проекта «Использование малых фольклорных форм в речевой деятельности дошкольников», «Роль потешек в развитии речи детей»,«Баю-баюшки,баю». «Колыбельные, как средство воспитания счастливого ребёнка».
3 этап:
Заключительный Итоговая диагностика речевых процессов.
Проведение семинара-практикума по теме «Значение фольклора в речевом развитии дошкольников на музыкальных и логопедических занятиях».
Результат:
• Повышение качества работы с детьми коррекционной группы.
• Создание и внедрение игр и упражнений с применением потешек для детей логопедической группы («Играем с потешками»).
• Разработка и проведение серии консультаций для педагогов ДОУ и родителей по проблеме проекта, итогового семинара-практикума по теме «Значение фольклора в речевом развитии дошкольников на музыкальных и логопедических занятиях».
• Дети стали чаще применять потешки в игровой деятельности и использовать другие малые фольклорные формы при общении в различных режимных моментах.
• Родителей и педагогов ДОУ заинтересовал процесс обучения детей средствами фольклора, и опыт учителя-логопеда по созданию коррекционного материала на основе потешек. Родители стали чаще обращаться к детям, используя потешки, прибаутки, составлять и загадывать детям загадки, используя фольклорные средства выразительности речи.
• У педагогов ДОУ появилась возможность применить опыт учителя- логопеда в своей работе.