Надежда Китаева
Проект «Творческая мастерская «Калейдоскоп творчества» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Проект
«Инновационные формы работы с родителями
в рамках инновационной деятельности
«Копилка творческих идей –
творческая мастерская «Калейдоскоп творчества»
(подготовительная к школе группа)
Составитель и разработчик:
Н. А. Китаева, воспитатель
Саранск - 2020
Публикация «Проект „Творческая мастерская „Калейдоскоп творчества“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Развитие творчества детей осуществляется в детском саду различными путями: в процессе художественно-продуктивной и театрализованной деятельности, в процессе игровой и экспериментальной деятельности. Развивать творческие способности детей без участия родителей невозможно. Семья является уникальным и пока единственным социальным институтом воспитания детей, одной из функций которой является формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов.
В ходе работы стало понятным, что родители занимают созерцательную позицию по отношению к творчеству детей. Обычными вопросами у родителей были: «А что ты рисуешь?», «А это что за фигура?» Художественно-эстетическое развитие - важный аспект семейного воспитания, в семье начинают формироваться первичные художественные чувства, вкусы и эстетические взгляды. Дошкольные учреждения призваны помочь родителям получить квалифицированную информацию и помощь в создании благоприятной обстановки дома, привить родителям интерес к художественному творчеству сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом индивидуальные и психологические особенности детей.
Большинство форм работы направлены на привлечение родителей к активному и многократному участию в работе с детьми. Принцип равенства позиций опирается на тот факт, что дети оказывают несомненное воздействие на родителей. Как показывает практика, самые интересные и творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, которые осуществляют удовлетворение потребностей ребенка, учитывают возможности ребенка, и реализуют интересы ребенка. Постепенно позиция родителей в дошкольном учреждении с пассивного участника меняется на позицию активного участника воспитательно-образвовательного процесса.
На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке? Каким образом этого добиться?
Я пришла к выводу, что наиболее для меня приемлемой инновационной формой работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группе это копилка творческих идей «Калейдоскоп творчества». «Калейдоскоп творчества» - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.
Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:
1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
3. Развивает эмоциональную сферу детей:
• учит радоваться удачам других;
• радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
• толерантности.
4. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.
Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.
Выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.
Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми».
Новизна проекта : разработана система работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, учитывающая специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
Практическая значимость: разработан и внедрен в практику работы перспективный план работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе детского сада, разработаны конспекты НОД, консультации, рекомендации, буклеты.
Ведущие цель и задачи взаимодействия детского сада с семьё й:
Цель: способствовать оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников через развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
3. Способствовать формированию художественного вкуса;
4. Активизировать и обогащать опыт родителей и детей различными приемами и методами работы с художественными материалами;
5. Обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе
Гипотеза: При реализации инновационной формы сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.
Срок реализации проекта – долгосрочный (2020 – 2021 учебный год)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, бабушки, дедушки.
Основные формы реализации проекта :
- участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;
- совместные занятия родителей с детьми;
- консультирование.
Этапы:
Первый этап — подготовительный (оформление наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).
Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы на год по взаимодействии с родителями, анализ, обработка материалов по проекту)
Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).
Ожидаемые результаты:
- максимальное раскрытие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности;
- продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;
- реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов.
Литература:
1. О. И. Давыдова. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. _ СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2013;
3. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. 555 идей вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2012;
4. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации/ под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
Технологии взаимодействия с родителями
по художественно-эстетическому развитию
детей в старшем дошкольном возрасте
Вовлечение родителей в единое пространство художественно-эстетического развития детей в детском саду строится по двум направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ через совместную работу по обмену опытом.
Для реализации первого направления, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, мной будут использоваться следующие формы работы:
- Наглядная пропаганда – использование таких средств наглядной пропаганды: буклеты, памятки, информация на сайте-страничке ДОУ, консультации;
- Информационно-практические формы работы с родителями: конференции, родительские собрания.
Для реализации второго направления будут практиковаться нетрадиционные формы работы с родителями, в том числе интерактивные:
- акции - комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении;
- мастер-классы для родителей - это передача действующей технологии, способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающий передачу родительского опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
- фотовыставки, конкурсы, творческие мастерские.
Оценка эффективности образовательной деятельности с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
К критериям эффективности работы с родителями, согласно О. Л. Зверевой, относятся:
- проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
- возникновение дискуссий по инициативе родителей;
- привлечение опыта родителей;
- появление размышлений о правильности методов, признании своих ошибок;
- повышение активности родителей при участии в мероприятиях, анализ педагогических ситуаций.
Определение эффективности взаимодействия детского сада и семьи проводится с помощью анкетирования.
Перспективный план работы с родителями
«Копилка творческих идей –
творческая мастерская «Калейдоскоп творчества»
в подготовительной к школе группе № 8
Время проведения Форма организации, тема Цель проведения
Сентябрь Анкетирование родителей
по художественно-эстетическому развитию дошкольников Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.
Октябрь «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки»
Объемная аппликация «Портрет бабушки и дедушки» Способствовать развитию творческого взаимодействия детей и родителей.
Декабрь Изготовление и роспись имбирных новогодних пряников Способствовать формированию глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности при знакомстве с историей происхождения пряника, изготовлении и росписи имбирного пряника.
Январь «Изготовление семейного оберега «Подкова на счастье» Привлечение детей и родителей к участию в совместной творческой деятельности через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей, изготовлением и оформлением оберегов.
Март Виртуальная фотовыставка «Мамино хобби» Способствовать повышению интереса к традициям семьи, художественному, декоративному творчеству, рукоделию своих мам и укреплению семейных связей.
Апрель «Пасхальное яйцо» - папье – маше
Способствовать раскрытию секретов использования бросового материала для изготовления различных форм; действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности.
Май Пасхальные пряники Способствовать развитию интереса у детей и родителей к такому виду народного творчества и декоративно-прикладного искусства, как лепка из солёного теста; формированию практических навыков по украшению изделия из слоеного теста.
Анкета для родителей
по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Цель: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.
Уважаемые родители!
Прошу ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.
1. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?
2. Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку? Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте : рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование. ?
3. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?
4. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д?
5. Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?
6. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?
7. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например, что такое искусство, пейзаж, скульптура и т. д)
8. Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?
9. Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?
10. Занимаетесь ли Вы какой-либо художественной деятельностью, ремеслом?
11. Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме? 12. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?
13. Готовы ли Вы принимать участие в каких – нибудь мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах? Каких?
14. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?
Справка-анализ по анкетированию родителей
В анкетировании приняли участие 20 родителей, родителям предлагалось ответить на 14 вопросов.
Выводы: В результате анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.
66,7% родителей знают, что это такое.
13,3% родителей затрудняются ответить на данный вопрос.
На вопрос «Пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей». Большинство родителей ответили, больше проводить мастер-классов совместно с детьми.
Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 53%, остальные затрудняются ответить.
100% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что, в основном, многие родители осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.
Анкетирование помогло определиться с формами просветительской работы по данному вопросу: мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы.