Лучший педагог года

Проект по адаптации детей-мигрантов средствами образования «Колобок идет по свету»

Ольга Афанасьева
Проект по адаптации детей-мигрантов средствами образования «Колобок идет по свету»

Проект:

«Колобок идет по свету»

[/b]

Автор проекта:

Афанасьева Ольга Викторовна,

заместитель директора по ВМР МБОУ гимназии № 9 г. о. Тольятти,

структурного подразделения «Детский сад «Клубничка»

Описание проекта

Актуальность. Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

Публикация «Проект по адаптации детей-мигрантов средствами образования „Колобок идет по свету“» размещена в разделах

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.

Описание целей и задач проекта

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель: формирование личности, способной строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и взаимоприятия.

Задачи:

1. Создать необходимую развивающую среду для развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;

2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;

3. Способствовать развитию у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности

4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости

Основная идея организации цикла спектаклей: В дошкольном детстве дети с большим интересом слушают сказки и играют. Именно поэтому для привлечения внимания детей к культуре народов мира, представители которых воспитываются в дошкольном учреждении была выбрана хорошо знакомая им сказка.

Основные принципы:

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;

• Принцип активности, самостоятельности, творчества;

• Принцип динамичности

Проект направлен на решение проблемы формирования культуры толерантности и включает в себя следующие разделы:

• Работа с воспитанниками;

• Работа с родителями (анкетирование, репетиции, акции и т. д);

• Работа со статистическими материалами (выявление закономерностей и соотношения).

Механизм реализации проекта

Для создания мини-музея были выбраны три национальности (русские, армяне и татары, представители которых посещают дошкольное учреждение (русские – 83,3%, армяне – 8,2%, татары – 5,5%, др. национальности – 3 %).

Реализация проекта была осуществлена в течение июля-августа 2012 года в два этапа:

1-й – январь-февраль 2013г.

2-й – март-май 2013 г.

На первом этапе предусматривается: проработка организационных основ реализации проекта.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.

1. Организационный этап:

•Разработка плана мероприятий в рамках реализации проекта;

•Разработка конспектов практических занятий, экскурсий, бесед

2. Сбор и обработка статистических сведений:

•Анализ статистических данных (по учреждению в целом и по отдельным группам);

•Выявление групп, которые посещает наибольшее количество детей-мигрантов;

• Выявление процентного соотношения детей разных национальностей в учреждении и сравнение в динамике за три года февраль Выявление основных тенденций и закономерностей

3. Информационная деятельность:

•Разработка и выпуск информационных листков по теме проекта;

•Проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания

•Издание буклетов толерантной направленности «Сказки народов мира», «Колобок по…».

4. Практическая часть:

•Организация творческой деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);

•Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми (организация репетиций будущих спектаклей: отработка ролей, обучение практике кукловодства);

•Организация спектаклей силами детей и родителей воспитанников на разных языках.

Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у воспитанников

5. Работа с родителями:

•Анкетирование;

•Выявление заинтересованных, творчески настроенных родителей;

•Привлечение родителей к участию в проекте (помощь в подготовке и организации спектаклей, помощь в изготовлении костюмов для кукольных спектаклей).

6. Подведение итогов:

•Подготовка и оформление итоговой выставки о работе в рамках реализации проекта

Описание результатов проекта

Итоги анализа статистических сведений

Анализ процентного соотношения детей разных национальностей в динамике за три года

Русские -

2010г. - 83.3

2011г. - 79.3

2012г. - 77.7

Армяне -

2010г. - 8.2

2011г. - 7.7

2012г. - 7.97

Азербайджанцы -

2010г. -

2011г. - 1.6

2012г. - 3.3

Грузины -

2010г. -

2011г. - 1.6

2012г. - 3.3

Казахи -

2010г. -

2011г. - 0.6

2012г. - 1.2

Другие -

2010г. - 8.5

2011г. - 9.2

2012г. - 7.4

В результате анализа выявлена тенденция постоянного роста количества мигрантов, отдающих своих детей в дошкольные учреждения. Кроме того, следует особо отметить расширение национального состава воспитанников. Так, в течение последних двух лет учреждение стали посещать дети азербайджанцев, грузин, казахов, тогда как раньше это были в основном дети мигрантов из Армении.

По итогам анализа статистических данных было выявлено, что если 2-3 года назад в детский сад попадали в основном дети-мигранты в возрасте 5-6 лет (т. е. детей отдавали в детский сад для подготовки к школьному обучению, то в последние годы появилась тенденция прихода в дошкольное учреждение детей-мигрантов с 3-4 лет (цель – совершенное овладение русским языком). Кроме того, в целом по городу, появилась тенденция направлять в группы по коррекции речевых нарушений детей-мигрантов не владеющих навыками русского языка для оказания квалифицированной помощи в овладении лексическим запасом и грамматическими нормами русской речи.

По итогам анализа статистических сведений были выявлены группы с наибольшим количеством детей-мигрантов и дальнейшая работа по реализации проекта проводилась в основном в этих группах.

Информационная деятельность

С целью привлечения внимания родителей к проекту «Колобок идет по свету» был выпущен информационный листок с описанием его целей и задач, а так же с приглашением принять участие в проекте и показом конкретных форм помощи в его реализации.

В период с 16 по 20 июля были разработаны и выпущены буклеты толерантной направленности «Сказки народов мира» и «Колобок по…»

При организации работы с родителями была разработана и предложена для заполнения анкета.

В анкетировании приняли участие 47 родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.

77% опрошенных (36 родителей) регулярно читают своим детям сказки. В то время как в театр с детьми ходят лишь 17% (8 родителей).

100% (47 родителей) считают, что детям будет интересно посмотреть сказку «Колобок» не на русском языке, причем 60% (28 родителей) сами хотели бы поприсутствовать на таком спектакле.

По итогам анкетирования родители предложили перевести сказку на армянский, азербайджанский, татарский и грузинский языки.

Свою помощь в постановке сказки предложили 22% (11 родителей). Из них: 10% (5 родителей) готовы поучаствовать в постановке в качестве артистов; 19% (9 родителей) помочь выучить роль своему ребенку; 6% (3 родителя) предложили свою помощь в изготовлении костюмов и декораций; и даже 6% (3 родителя) предложили оказать необходимую материальную помощь.

Привлечение родителей к участию в проекте

После анализа итогов анкетирования была создана творческая группа родителей и организовано заседание Родительского клуба. На заседании родители распределили обязанности по подготовке к циклу спектаклей.

Организация практической деятельности в рамках проекта

С целью привлечения внимания детей к готовящемуся итоговому мероприятию (показу спектаклей) и для развития творческой активности воспитанников, был организован цикл занятий продуктивной деятельностью. Занятия по аппликации, лепке, поделок из природного и бросового материала проводились в старших и подготовительных группах.

В период с апреля по май репетировали роли в спектакле «Колобок». Дети сами вызвались для участия в спектакле, с большим интересом учили роли, тренировались выступать за ширмой, повторяли, как правильно держать кукол.

Все мероприятия этапов реализации проекта по возможности фотографировались.

Итоговое мероприятие проводилось в течение трех дней:

• 14 мая 2013 г. дети старшей группы № 11 показывали в своей группе спектакль «Колобок» на русском языке (зрителей было: 37 детей и 6 взрослых);

• 15 мая семья Авагян показывала спектакль на армянском языке в подготовительной логопедической группе № 8 (зрителей было: 32 ребенка и 14 взрослых);

• 16 мая в старшей логопедической группе № 7 мы смотрели сказку «Колобок» на грузинском языке (зрителей было: 34 ребенка и 9 взрослых).

Все спектакли были с разрешения участников отсняты на видео и предложены для просмотра в других группах детского сада.

Подведение итогов проекта

В период с 20 по 24 мая в холле детского сада была оформлена выставка по итогам реализации проекта «Колобок идет по свету». На выставке были расположены информационные материалы (тематические буклеты, материал к папкам-передвижкам, работы детей (рисунки, аппликации, поделки, организована выставка костюмированных кукол для спектаклей и вывешены фотографии работы над различными этапами реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

• привлечение родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

• расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в детском саду;

• обобщение и распространение опыта работы в детских садах города.

Результат-эффект:

•создание видеоархива сказок на трех языках в детском саду (3 видеосюжета: на русском, армянском и грузинском языке); 6 кукол для постановки кукольных спектаклей в сшитых национальных костюмах, подборка материалов к сказке «Колобок», выполненных в разной технике; творческие работы детей – 18.

В результате реализации проекта повысилась популярность детей-мигрантов в группе, им стало легче находить новых друзей, в группе появился интерес к их традициям и языку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

«Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности». Проект Проект по музыкальной деятельности в ДОУ: «Формирование эмоционально-волевых качеств личности дошкольника средствами музыкально-театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по адаптации детей-мигрантов средствами образования «Колобок идет по свету»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 14:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД