Светлана Денисова
Проект «Книжный мир Тамбова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
- формирование коммуникативной культуры и развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе;
- повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационный, творческий, познавательный.
Участников проекта : воспитанники ДОУ, педагоги, родители, представители библиотек.
Публикация «Проект „Книжный мир Тамбова“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты. Проектная деятельность
- Тамбовская область, Тамбов
- Темочки
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 по май 2023).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.
По типу объекта проектирования : социальный.
Направление деятельности проекта : создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей дошкольного возраста, развивать речь, познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение.
Сроки проведения: сентябрь 2022 г. по май 2023 г.
Актуальность проекта : Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:
«Что читают родители» показал, что:
- художественную литературу читают 23%.
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку" :
- каждый день – 80%;
- 2-3 раза в неделю -14%;
- не часто – 3%;
- редко -3%.
Опрос детей в группах выявил, что:
- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;
- 55% - большую часть времени смотрят телевизор;
- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.
Ни один ребенок не был в детской библиотеке.
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.
Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями.
Задачи проекта :
- повышение интереса детей к художественной литературе и компетентности родителей в вопросах художественного чтения детям;
- поиск новых форм взаимодействия с социумом: библиотеками, социально-культурными организациями г. Тамбова;
- реализация образовательного проекта учреждения : «Книжный мир Тамбова».
-создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
- способствовать воспитанию бережного отношения к книге;
- пробудить желание к чтению книг;
- развивать коммуникативные умения детей;
- развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
-воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
-активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
• Ребенок пополнит словарный запас, научится излагать ясно свои мысли, использовать в своей речи синонимы, антонимы, сравнительные обороты и т. д.
• - Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их.
• - Научится выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
• Ребенок научится самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.
• У ребенка появится умение отбирать интересующую литературу.
• У детей и их родителей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной, познавательной литературы; культура речи.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к книге.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Участие родителей в совместной деятельности.
1. Методические продукты
- Создан проект «Удивительный мир книг», ориентированный на воспитанников подготовительной группы и их семьи;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»,
Памятки: «Десять «почему» детям необходимо читать», «Советы юному читателю»
2. Информационно-практические продукты
- фотовыставка «Мой книжный уголок», презентация «История создания книги».
Социальный эффект
Родители:
- Поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
8. Продукт проектной деятельности :
Книжки - самоделки, закладки для книг, памятки: 1. «Советы юному читателю»,
2. «Правила обращения с книгами», 3. «Десять «почему» детям необходимо читать»; новые книги; развлечение «Литературная викторина».
Этапы работы по проекту
1. Организационный этап
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективное планирование по работе с детьми.
3. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
5. Обновить развивающую среду.
2. Практический этап.
1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
2. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
3. Провести анкетирование, родительское собрание, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
4. Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
1. Обработать результаты реализации проекта.
2. Оформить методические рекомендации родителям «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
3. Провести презентацию проекта в ДОУ.
Перспективное планирование работы
Дата Мероприятие Форма проведения
Сентябрь Экскурсия в библиотеку им. А. С. Пушкина Экскурсия
Октябрь
Конкурс мини-книжек «Библиотечка – малышка»
Ноябрь Экскурсия в библиотеку им, Н. К. Крупской Экскурсия
Декабрь Бседа «Библиотека у нас в гостях»
Январь Web – проект «Наша любимая детская книжка» Совместная деятельность
Февраль Экскурсия в областную детскую библиотеку
Апрель День открытых дверей «Книжный мир моего города» .
май Отчет
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
при реализации проекта
Дата Мероприятие Форма работы
Октябрь
2022 Акция
«Подари книгу детям» Акция
Ноябрь
2022 Оформление в раздевальной комнате выставки
«Выставка подаренных книг» Выставка
Декабрь
2022 Оформление папки передвижки «Читать книги - хорошая привычка» Информация
Февраль
2023 Оформление рекомендаций для родителей. Информация
Март
2023 Домашнее задание рисование с детьми на тему «Мои любимые сказки». Совместная работа родителей с детьми
Апрель
2023 Консультация «Семья и книга» Консультация
Май
2023 Родительское собрание
«Удивительный мир книги» Собрание