Федулова Светлана Владимировна
Проект «Книжкин дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Книжкин дом»
Вид проекта : исследовательско-творческий;
Участники: дети подготовительной (логопедической) группы, воспитатели, родители;
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта : сентябрь – май, 2018-2019г.
Актуальность:
Публикация «Проект „Книжкин дом“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Современные дети при наличии компьютера зачастую не интересуются книгой. Родителям порой не хватает времени на чтение книг своим детям. А ведь книга учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Она развивает наше мышление. Книги расширяют горизонты нашего мира.
В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение книг – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Цель:
Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения и развития книги, грамоты.
Показать роль книги в жизни человека.
Дать элементарные представления о писателях, поэтах, художниках - иллюстраторах.
Воспитание интереса к чтению.
Воспитание потребности посещать библиотеки, музеи.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
Коммуникативная – словарная работа, развитие связной речи, активизация пассивного словаря, интонационная выразительность речи.
Познавательно-исследовательская – знакомство с разными профессиями, с технологией производства бумаги, книги, знакомство с временным циклом.
Музыкально-художественная – знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
Продуктивная – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Игровая – сюжетные, театрализованные игры.
При создании предметно – развивающей среды «Книжкин дом» учитывались следующие принципы:
• Наглядность.
• Доступность.
• Динамичность и вариативность.
• Научность
Интеграция – наш уголок учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Формы и методы работы:
- литературные вечера;
- тематические недели;
- викторины;
- беседы;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков
- конкурс чтецов;
- литературные игры и праздники;
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- «Книжкина неделя» (с 01.04.19г. по 05.04.19г.)
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной активности детей при взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Этапы проекта :
1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
4. Изучить принципы построения предметно развивающей среды для детей.
5. Спроектировать среду.
6. Продумать оформление книжного уголка в соответствии с оборудованием и нормами эстетики.
«КНИЖКИН ДОМ» И ДЕТИ В НЕМ
Книга - лучше телевизора, поверьте!
Книгу можно подержать,
Ее можно полистать,
С нею можно поиграть,
И с неё нарисовать
Иллюстрацию свою.
Развиваем с книгой речь,
Надо нам ее беречь.
Книга - наш любимый друг
С ней не страшен нам досуг.
Приобщение детей к художественной литературе является важной составляющей программы обучения и воспитания дошкольников. В нашей группе до реализации проекта «Книжкин дом» были созданы определенные условия для ознакомления детей с литературой. Методическое и программное обеспечение, «книжные уголки», дидактические игры – все эти меры помогли настроить маленьких «чтецов» на творческий лад.
Формирование у детей интереса к художественной литературе является важнейшей задачей, которую ставят перед собой как воспитатели детского сада, так и родители.
Однако книги, дидактические материалы для игр в группе были в небольших объемах. Для того же, чтобы сформировать интерес к художественной литературе необходимо иметь запас иллюстрированных книг. Стихи, рассказы, хрестоматии, энциклопедии – все это является неотъемлемой частью литературного детского развития.
Именно с целью пополнения «книжного багажа» был задуман проект под названием «Книжкин дом», реализация которого подразумевает 3 этапа:
Первый – вводный, организационный.
Второй – продуктивный, подразумевающий работу непосредственно с самими детьми.
Третий - заключительный
Проектируя библиотечное пространство, мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Построение развивающей среды с учетом принципов
1) открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
2) принцип поло-возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявить свои склонности;
Создавая мини - библиотеку, делали все так, чтобы дети не потеряли чувства защищенности и безопасности.
Литература, полки, дидактические игры – все это элементарные составляющие любой мини - библиотеки.
Книжный уголок должен быть привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Перед работой в уголке, необходимо ознакомить детей с правилами поведения в «Книжкином доме» .
Как и в любой другой мини - библиотеке, вся литература должна подразделяться на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы в нашем «Книжкином доме» разделили книги на категории и для удобного запоминания детьми расположения книг мы предложили следующие полочки-любимые сказки, мная книжка, весёлые книги,стихи книжки-самоделки и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Наряду с книгами необходимо иметь и образно-символический материал (картинки, иллюстрации и альбомы) для рассматривания коллективно и индивидуально. Мы планируем оформить:
–альбомы, специально созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, «Славный лес» Т. Капустиной и др. ;
–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;
–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;
–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;
–альбом «В стране сказок Чуковского»;
–альбом «Герои русских сказок»;
–портреты зарубежных детских писателей;
–портреты советских детских писателей;
–портреты русских детских писателей;
–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;
–сказочные маршруты, лабиринты;
–пазлы.
Помимо ознакомления детей с художественной литературой в «Книжкином доме» мы планируем организовать с детьми творческие мастерские по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, где дети смогут проявлять свое творчество, фантазию и отображать в своих работах любимых героев, персонажей, понравившиеся сюжеты из художественных произведений.
Для этого в центре творчества будет находиться следующий материал:
–ватманы, альбомы;
–раскраски (по сказкам, героям);
–трафареты;
–краски, гуашь;
–цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
–кисточки для рисования, аппликации;
–ножницы;
–салфетки, подкладные листы, стаканы - «непроливайка», чашечки для клейстера;
–бумага для ремонта книг;
–пластилин, стеки;
–дощечки для лепки;
–материал для ручного труда.
План реализации проекта :
Совместно с детьми:
–выставка книг «Моя любимая книга»;
- Периодически организовывать тематические выставки:
–Наши книжки о природе;
–Сказки А. С. Пушкина и другие;
–Театрализованное представление по произведениям и сказкам.
Сотрудничество с семьё й:
- Анкетирование родителей.
- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.
- Памятка для родителей.
- Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку, посещать выставки, театры.
Деятельность с детьми и родителями:
- Рисование совместно с детьми иллюстрации своей любимой сказки.
- Участие в Семейной творческой мастерской «Герои любимых сказок»
- Подготовка к конкурсу чтецов на тему: «Весна»
- Подбор книги для пополнения библиотеки сада.
Реализация проекта проходит через образовательные области:
1) «Здоровье» - воспитывать ценностное отношение к здоровью, заменить чтением просмотр телепередач.
2) «Физическая культура» - физминутки, подвижные игры со стихами, речь с движениями.
3) «Социализация» - игры «Библиотека», «Книжный магазин», настольные игры «Угадай сказку», пазлы «Теремок».
4) «Труд» - трудовая деятельность в центре «Книжкина больница» - подклеивание страниц у книг.
5) «Безопасность» - расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.
6) «Познание» - расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями.
7) «Коммуникация» - пересказ сказок, составление рассказов из личного опыта. Развивать комплекс выразительных средств для передачи литературного образа. Драматизация сказок, выразительное чтение изученных стихов.
8) «Чтение художественной литературы». Чтение: русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.
9) «Художественное творчество» - рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку», «Иллюстрация к любимой сказке», «Нарисуем картинки к сказке «Гуси-лебеди»
10) «Музыка» - слушание песен на сказочную тематику, аудиокниги; инсценировка музыкальной сказки «Волк и семеро козлят».
Перспективное планирование работы
«Книжкин дом» на 2018-2019 учебный год.
Тема Задачи
Сентябрь «История возникновения книги»
Работа с родителями
Привлечь родителей к акции «Подари книгу саду»
Познакомить детей с историей возникновения книги.
Октябрь «Книги бывают разные…»
«Может сказка, может быль…»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги». Познакомить детей с разнообразием способов оформления книг: книжки-малышки, книги-гиганты, книжки-игрушки и т. д. Вызвать интерес к книгам.
Познакомить детей с жанрами литературы: сказка, рассказ, стихи, басни, быль и т. д. дать элементарные представления об особенностях каждого жанра.
Ноябрь Презентация «Путешествие в прошлое книги»
«Современное книгопечатание»
Познакомить детей с историей производства книги, со средствами, используемыми для письма в древности: береста, глиняные дощечки, папирус и т. д.
Познакомить детей с этапами появления современной книги. Воспитывать уважение к профессиям людей, принимающих участие в изготовлении книги.
Декабрь «История возникновения бумаги»
«Сказки К. И. Чуковского»
Работа с родителями
Привлечь родителей к приобретению раскрасок по сказкам Чуковского. Дать элементарные представления о бумаге, истории ее появления и изготовления.
Обогащать знания детей о произведениях детского писателя К. И. Чуковского, их особенностях.
Январь Литературная викторина «В мире сказок»
Беседа «Детские журналы»
Работа с родителями
Консультация: «Чему учит сказка?» Закреплять знания детей о русских народных сказках и сказках других народов.
Дать представление о детских журналах, как источник информации и развлечения.
Февраль «Умные книги»
Игра «Умники и умницы»
Выставка «Любимые книжки Н. Носова»
Дать представление о энциклопедии как источнике информации. Учить пользоваться научной литературой.
Закреплять знания детей о животных, информацию о которых дети узнали из энциклопедий.
Ознакомление с творчеством писателя и его биографией.
Март «Экскурсия в книжный магазин»
(игра)
Занятие «Замечательные книжки о животных»
Познакомить детей с многообразием книг, которые можно приобрести в книжном магазине, правилами поведения в магазине.
Закреплять знания детей о животных, их особенностях (авторы Е. Чарушин, К. Д. Ушинский и т. д.).
Апрель Семейная творческая мастерская «Герои любимых сказок»
«Книжкина неделя» с 01.04.19г. по 05.04.19г.
«Конкурс чтецов»
Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?»
Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.
Вызвать интерес к книге. Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека. Познакомить с различными жанрами книг.
Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.
Май
Веселые рассказы Н. Носова: «Живая шляпа и «Затейники».
«Небылицы»
«Составление небылиц».
Работа с родителями
Консультация: «Сказка ложь…»
Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
Развивать чувство юмора, творческое воображение.
Обогащать знания детей о таком жанре литературы как «небылицы», создать хорошее настроение.
Закреплять знания детей об особенностях небылиц, развивать воображение, мышление
3 этап «Заключительный»
Результаты реализуемого проекта :
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме: с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Мы читали книги, играли в с/р игры, путешествовали по сказкам, рассматривали портреты детских писателей, показывали с драматизацией сказки, смотрели мультфильмы. В группе проведё н ряд занятий по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Иллюстрация любимой сказки».
Результат реализации проекта :
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.
3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.
4. Были организованы для детей тематические выставки.
. Дети научились ремонтировать книги.
6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
Дети посмотрели презентации
8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.
Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.
Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкин дом» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.