Ирина Ткаченко
Проект «Клуб юных писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Клуб юных писателей"
Актуальность: В настоящее время современные информационные технологии поглощают детей, от чего они отдаляются от реального мира. Из – за этого страдает их речь, они становятся неразговорчивыми, стеснительными. Поэтому родная речь должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей способно пробудить в детях интерес к языку, к пониманию смысла произведений. К тому же приобщение к языковому богатству способствует развитию духовности дошкольников и его личности в целом.
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Данный проект способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, где дети почувствуют себя писателями, которым предстоит придумать собственные сказки. Эта работа поможет создать благоприятную дружескую атмосферу в группе, а также использовать современную технологию ТРИЗ, направленную на развитие связной монологической речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Проблема: В связи со снижением интереса к чтению художественной литературы у детей наблюдается скудный словарный запас, неумение детей связно, последовательно излагать собственные мысли.
Период реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы; воспитатели группы; родители воспитанников.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель: развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения методов и приемов ТРИЗ.
Задачи:
расширить знания детей об авторских сказках и сказках разных народов;
расширить представления детей о писателях сказок;
способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности;
формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания;
учить детей придумывать собственные сказки, используя методы и приемы технологии ТРИЗ;
развивать внимание, аналитическое мышление, творческое воображение, связную речь; познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта;
развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
способствовать развитию интереса к окружающему миру;
приобщить родителей воспитанников к совместному чтению художественной литературы;
показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемые конечные результаты:
Для детей: расширение знаний детей о писателях, об авторских сказках и сказках разных народов; развитие монологической речи; развитие речевого творчества; развитие творческого воображения и аналитического мышления; развитие умения находить нестандартные подходы к решению задач; развитие интереса к окружающему миру.
Для педагогов: освоение проектного метода; повышение уровня педагогической компетентности в изучении инновационной технологии ТРИЗ; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме проекта.
Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Перспективное планирование по проекту «Клуб юных писателей»
1 – й этап - подготовительный
• Изучение уровня знаний по теме
Цель: Определение актуальных знаний детей о сказках
• Подбор методической литературы
Цель: Методическое обеспечение проекта.
• Подбор художественной литературы
Цель: Информационное обеспечение проекта.
• Подбор дидактических пособий по теме
Цель: Обеспечение наглядным материалом.
• Написание конспектов занятий по теме
Цель: Планирование предстоящей работы.
2 – й этап – реализация проекта
1 – й день:
Дидактическая игра «Теремок»
Задачи: Тренировать аналитическое мышление. Развивать умение выделять общие признаки путем сравнения. Воспитывать интерес к дидактическим играм с элементами ТРИЗ.
Беседа «Что в книжке живет»
Задачи: Уточнить знания детей о сказках (происхождении, видах). Учить детей узнавать сказочных персонажей.
Коммуникативная игра «Ожившие сказки»
Задачи: Продолжать учить отгадывать сказочных персонажей. Развивать умение чувствовать и понимать другого; способствовать доверительному отношению к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к коммуникативным играм и играм без слов.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Задачи: Продолжать учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость и быстроту в беге. Развивать выдержку, выносливость, умение соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Работа с родителями:
Домашнее задание: принести книгу с любимыми сказками детей.
2 – й день:
Занятие по развитию речи «Наши добрые сказки»
Задачи: Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, используя методы и приемы ТРИЗ. Учить самостоятельно выстраивать сюжет: зачин, кульминацию, концовку. Учить детей использовать выразительные средства: описание. Продолжать учить узнавать сказочных героев. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении характера определенного сказочного героя.
Продолжать вводить в словарь детей синонимы (добрый, ласковый, нежный, милый, веселый, шутливый, радостный) и антонимы (добрый – злой, веселый - грустный, здоровый - больной, сильный – слабый, красивый – страшный, безобразный). Продолжать учить детей использовать в своей речи фразеологизмы: образность, выразительность, яркие, точные, краткие словосочетания, в которых заключается смысл всего произведения или его части.
Дидактическая игра «Маша - Растеряша»
Задачи: Тренировать внимание, мышление. Развивать умение видеть ресурсы решения проблем. Воспитывать интерес к дидактическим играм с использованием приемов ТРИЗ.
Подвижная игра «Змей Горыныч»
Задачи: Продолжать учить детей работать в коллективе. Развивать быстроту в беге. Развивать выдержку, выносливость, умение соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Чтение башкирской народной сказки «Падчерица»
Задачи: Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Падчерица». Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь). Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Вместе читаем – речь развиваем».
3 – й день:
Дидактическая игра «Красная Шапочка»
Задачи: Развивать творческое воображение, мышление, внимание. Воспитывать интерес к дидактическим играм с использованием приемов ТРИЗ.
Коммуникативная игра «Рассмеши Несмеяну»
Задачи: Развивать эмоциональную сферу, воображение, внимание. Создать благоприятную, дружескую и доброжелательную атмосферу в процессе общения между детьми и педагогом. Воспитывать интерес к коммуникативным играм.
Дидактическая игра «Почему так произошло?»
Задачи: Учить детей устанавливать причинные связи между событиями. Развивать мышление, слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать интерес к дидактическим играм с использованием элементов ТРИЗ.
Прослушивание аудиосказки «Иван – царевич и серый волк»
Задачи: Познакомить детей с русской народной сказкой «Иван – царевич и серый волк». Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе.
4 – й день:
Беседа «Великие сказочники»
Задачи: Расширить знания детей о писателях. Расширить знания детей о сказках разных народов. Закрепить знания детей об авторских сказках, уточнить их названия. Продолжать учить детей четко отвечать на вопросы. Воспитывать интерес к писателям.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине»
Задачи: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь). Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Беседа «Все вещи по местам»
Задачи: Закрепить знания детей о том, что все предметы должны лежать на определенном месте. Продолжать учить заботиться о своем здоровье. Продолжать учить детей на ощупь определять и называть предметы. Предложить вспомнить сказку «Принцесса на горошине». Развивать творческое воображение, мышление, внимание. Воспитывать интерес к беседам и дидактическим играм.
5 – й день:
Беседа «Не принимай подарки от незнакомцев» (просмотр видеофрагмента мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Задачи: Уточнить знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми; продолжать учить детей не принимать подарки от посторонних. Учить детей анализировать ситуации на основе видеофрагмента сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Воспитывать собственную безопасность.
Подвижная игра «Теремок»
Задачи: Продолжать учить детей быстро бегать. Развивать ловкость, быстроту. Развивать умение играть в коллективе. Воспитывать дружеские отношения, интерес к подвижным играм.
6 – й день:
Занятие по развитию речи «Тридевятое царство»
Задачи: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку. Активизировать словарный запас детей; Развивать связную речь дошкольников. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач и творческое воображение, внимание. Учить детей сравнивать «хорошо» и «плохо». Учить находить оригинальные решения. Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру. Систематизировать знания детей о явлениях природы. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Занятие по рисованию «Иллюстраторы»
Задачи: Учить детей создавать в рисунке образ сказочного персонажа, учить передавать характерные особенности костюма, поз сказочного героя. Продолжать учить рисовать контур предмета простым карандашом с легким нажимом на него. Продолжать учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать развивать умение рисовать крупно; использовать навыки рисования и закрашивания изображения гуашью. Развивать у детей чувство цвета, формы, композиции; продолжать развивать умение рисовать крупно; развивать память и воображение; развивать мелку моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к процессу рисования, художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, аккуратность в работе.
Дидактическая игра «Перевирание сказок»
Задачи: Учить детей находить несоответствия в рассказе и исправлять их. Развивать слуховое внимание, память, связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм и использованием элементов ТРИЗ.
Работа с родителями:
Домашнее задание: принести картинки сказочных персонажей.
7 – й день:
Беседа «Безопасное использование ножниц»
Задачи: Уточнить знания детей об опасных предметах, которые могут нанести вред организму. Закрепить правила безопасного использования ножниц. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к беседам.
Дидактическое упражнение «Составление сказки» (методом «Каталога» ТРИЗ)
Задачи: Учить детей придумывать сказку, используя метод «Каталог» ТРИЗ. Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Воспитывать интерес к дидактическим упражнениям с использованием методов ТРИЗ.
8 – й день:
Чтение удмуртской народной сказки «Старик со старухой и береза»
Задачи: Познакомить детей с удмуртской народной сказкой «Старик со старухой и береза». Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь). Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Дидактическая игра «Шкатулка со сказками»
Задачи: Развивать мышление, творческое воображение. Продолжать учить составлять небольшой рассказ. Воспитывать интерес к дидактическим играм с использованием элементов ТРИЗ.
Работа с родителями:
Домашнее задание: сочинить с ребенком собственную сказку.
9 – й день:
Беседа «Безопасное творчество»
Задачи: Уточнить знания детей об опасных предметах, которые могут нанести вред организму. Закрепить правила безопасного использования клея и разнообразных элементов для украшения какой – либо вещи. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к беседам.
Коммуникативная игра «Волшебный клубок»
Задачи: Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе. Учить детей высказываться о своих отрицательных чертах характера, с которыми следует расстаться, а также о чужих положительных чертах характера. Продолжать учить детей не обижаться на сказанное. Развивать мышление, внимание. Воспитывать интерес к коммуникативным играм.
Подвижная игра «Водяной»
Задачи: Продолжать учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдать правила игры. Развивать быстроту и ловкость. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Подготовка к итоговому мероприятию
Задачи: Создать продукт проекта - книгу сказок, придуманных детьми.
3 – й этап – заключительный
10 – й день:
Презентация продукта проекта – книги «Страна сказок»
Задачи: Представить родителям, педагогам книгу «Страна сказок», придуманную и созданную педагогом и детьми.