Арина Нефёдова
Проект «Каждый ребенок должен знать»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Половинский детский сад№2
Проект «Каждый ребенок должен знать»
Автор: Нефёдова Арина Александровна
2021г.
Проект «Каждый ребенок должен знать»
Содержание
1. Пояснительная записка….стр. 1
2. Актуальность проблемы…. стр. 2
3. Участники, цель и задачи проекта…стр. 3
4. Предполагаемые итоги проекта…стр. 3
5. Продукты проекта….стр. 4
6. Этапы и содержание проекта…стр. 4
7. Критерии оценки и итоги реализации проекта….стр. 7
Публикация «Проект „Каждый ребенок должен знать“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
8. Литература…стр. 8
Приложения к проекту :
№1 Перспективное планирование мероприятий,
№2 Цикл конспектов «Ребенок в безопасном мире»
№3 Анкета для родителей, опросник для детей
Пояснительная записка
Наше дошкольное учреждение работает по разработанной коллективом основной образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Одной из важных задач в работе ДОУ является — охрана жизни и здоровья детей, которая ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь. Поэтому одной из интересных форм работы в детском саду стала работа с использованием метода проектной деятельности. Проект «Каждый ребенок должен знать» - социальный проект. Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы. Тип проекта (практико-ориетированнный) рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению. Эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода. Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Актуальность проблемы
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека, необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, В. Г. Каменская, Т. С. Грядкина и др.).
Дошкольный возраст, в частности младший и средний - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные психологические особенности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становиться весьма небезопасной для него. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
В связи с этим, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, был составлен проект «Каждый ребёнок должен знать». В проекте приведена в систему работа ДОУ по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников. В рамках проекта предлагается, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Игры использованы в воспитательно-образовательном
процессе, как в настоящем виде, так и в качестве основы для разработки новых дидактических игр с более широким и глубоким содержанием.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях.
Участники, цель и задачи проекта
Участники проекта :
Дети разновозрастной группы, педагоги, родители.
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации;
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений ;
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые итоги проекта :
Реализация проекта поможет :
- сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
- выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
- сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- повысить компетентность родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
Продукты проекта :
Продуктами проектной деятельности являются:
- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
- выставки детских рисунков,
- создание макета «Наша улица»,
- конспекты игр- занятий и тематических дней,
- мультимедийная презентация по мероприятиям проекта.
Этапы и содержание проекта
1 этап – «подготовительный»
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, составление плана мероприятий, разработка конспектов игр-занятий, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – «собственно – практический»
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Перспективный план работы с детьми (см. Приложение 1)
Планирование конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение времени и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей и является основой для качественной организации образовательного процесса.
Содержание перспективного плана
1. Основные понятия о здоровом образе жизни:
движение - естественная потребность организма;
физическая культура и закаливание;
личная гигиена;
вредные привычки и их негативное влияние на здоровье.
2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения:
дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители;
дорога и её составные части;
правила безопасного поведения пешехода на дорогах;
правила безопасного поведения велосипедиста на дороге;
правила поведения пассажиров транспорта.
3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре:
причины возникновения пожаров в жилых домах;
правила безопасного поведения при пожаре в доме;
способы эвакуации.
4. Правила безопасного поведения на воде:
особенности водоемов в разное время года, опасность водоемов зимой;
соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах;
меры предосторожности при движении по льду.
5. Правила безопасного поведения в быту:
опасность, возникающая при нарушении правил общения с электрическими и электронными приборами;
компьютер и здоровье;
опасные вещества и средства бытовой химии; опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими;
правила безопасного использования различных инструментов.
6. Правила поведения на природе:
правила ориентирования на местности;
оборудование временного жилища (укрытия);
влияние деятельности человека на окружающую среду.
7. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях:
правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, в лифте;
правила обеспечения сохранности личных вещей;
правила безопасного поведения в толпе;
поведение толпы при возникновении паники.
8. Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, лавины, ураганы, бури, природные пожары и т. д.)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинали с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывали её так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В детском саду был создан «Уголок безопасности», в оснащении которого вошли специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия ( дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасным – найди», «Каждой вещи свое место», «Добрый – злой» и др. ; многофункциональное пособие «Безопасный дом»). Они способствовали формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. При проведении дидактических игр, учитывая индивидуальные особенности
воспитанников, продумывались варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжения сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Свою работу осуществляли на основе желания детей познавать окружающий мир, используя их любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. В связи с этим активно применяли методы наглядного и словесного обучения. Любая организованная с детьми деятельность, сопровождалась демонстрацией иллюстраций и красочно оформленных картинок, интересными рассказами, примерами из личного опыта, чтением произведений писателей, поэтов, показом мультфильмов.
Приоритет отдавали индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми: организованной деятельности (занятия, беседы, экскурсии); совместной деятельности педагога и детей (чтение художественной литературы, различные игры и т. д.).
План сотрудничества с семьей
Осознавая, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводили следующие мероприятия:
Направление сотрудничества С какой целью используется Форма общения
Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”;(см. Приложение №3.)
Организация встреч со специалистами социальных служб, с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
Познавательное Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Включение в родительские собрания информации на темы: “Безопасность детей – дело взрослых”. “Меры предосторожности на игровой площадке”. “Травматизм детей на качелях”. Педагогическая библиотека для родителей
Использование приема «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме «Безопасное поведение дома».
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Чужой”. Папки-передвижки: “Безопасность на спортивной площадке”; Разработка памяток по организации безопасного поведения детей.
Досуговое Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасная скакалка». В конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”.
3 этап – «обобщающий»
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и фотоматериалы по проведению мероприятий проекта.
Критерии оценки и итоги реализации проекта
Критериями измерения результатов проектной деятельности является самостоятельное создание детьми книжки «Азбука безопасности» по пройденным темам.
Дети: получили и закрепили на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжили освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширили возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливая материал для их обучения основам безопасности.
Работа на этом не заканчивается. Наша задача общая - предостеречь детей от любой опасности, и тем самым обеспечить здоровье себе и близким.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –М., АСТ,1998.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ // Дошкольное воспитание, №5, 1997.
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева - Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Житник З. П. Изучение правил пожарной безопасности в детском саду // Ребенок в детском саду. – 2001, № 3.
5. Симонова Л. П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2003, №1.
6. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С- «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва 2005 г.
7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации / Автор-составитель О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008
8. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 1998.
9. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. С. Н. Теплюк.