Вера Николаевна Грановская
Проект по экспериментированию с водой «Капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперименты с водой. «Зачем нужна капелька».
I Эксперимент с водой на отсутствие цвета запаха с водой
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Публикация «Проект по экспериментированию с водой „Капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, сахарный песок, песок каждому участнику эксперимента.
Для воспитателя: ложка, варенье, картинка.
1. Опыт «Вода прозрачная»
Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
2. Опыт «Вода меняет свой цвет»
Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
3. Опыт «У воды нет запаха»
Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)
4. Опыт «У воды нет вкуса»
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
II Художественное-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность лепка.
«Мы слепили снеговиков»
Цели занятия: продолжать формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина, закреплять умение передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины, развивать мелкую моторику рук, чувство формы, эстетическое восприятие, старательность.
Материалы и оборудование: снеговик – игрушка, пластилин, маленькие веточки, доски для лепки, стеки.
Предварительная работа: рассматривание картинки «Зимние забавы», лепка снеговиков из снега на участке детского сада, рисование снеговиков, наблюдение за снегом.
Ход занятия:
Организационный момент.
Беседа «Зимние игры и забавы»
- Ребята, какое сейчас время года? (зима).
- Чем радует нас зима? (снегом). Снег какой? (пушистый, белый, холодный).
- Зимой, когда снег покрывает землю пушистым белым ковром, все взрослые и дети весело проводят время. Расскажите, во что можно поиграть зимой (строить из снега горки, кататься на санках и лепить весёлых, смешных снеговиков).
Воспитатель показывает игрушку – снеговика.
- Ребята, мы вчера с вами слепили снеговика на улице. Сегодня утром, когда я шла на работу снеговик рассказал мне, что ему очень хочется к нам в группу. Он был очень- очень грустный, мне стало его жалко и я хотела пригласить снеговика к нам в гости, но потом подумала, а вдруг снеговик в группе растаит. Посмотрите я Вам принесла снег (в тазике показываю снег). Давайте попробуем слепить снеговика (слепили). И видим он начинает таять.
- А давайте мы слепим снеговика из пластилина.
Рассматривание снеговика: из чего состоит снеговик? (голова, туловище). Какой формы голова и туловище? (круглые) Что у снеговика на голове? (ведро). Из чего у него сделаны глазки, носик? А что у него вместо рук? (веточки)
Самомассаж рук :
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика. (сжимают- разжимают руки в кулачки)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (круговые движения)
Вот такой! (показывают)
Вот такой, вот такой
Снеговик наш небольшой (хлопают в ладоши)
Показ, объяснение последовательности работы, продуктивная деятельность детей:
- Итак, приступим к работе. С чего начнем лепить? Перед вами лежит кусочек пластилина. Нам надо слепить шарики - один большой, другой – поменьше. Возьмем стеку и разделим этот кусок пластилина на два : один маленький кусочек - это голова, другой побольше - это туловище.
- Раскатываем белые шарики: большой – из большого куска пластилина, маленький – из маленького. Ставим их один на другой (внизу большой шар, вверху маленький) и плотно прижимаем. Теперь из оранжевого пластилина делаем удлиненную морковку - это нос. Теперь скатаем из пластилина глазки из черного пластилина и колпачок на голову. И пуговички красивые!
Снеговик – снеговичок,
Ты как гриб- боровичок,
Крепенький и ладненький,
И такой нарядненький!
Физкультминутка : малоподвижная игра «Я Мороза не боюсь» - дети становятся в круг, один ребенок в кругу – Мороз, глаза завязаны платком.
Я мороза не боюсь,
Я с ним крепко подружусь,
Подойдет ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, весело скакать.
Подведение итога занятия:
- Давайте рассмотрим наших снеговиков. Какие снеговики вам понравились и почему? (ответы детей). Вы все сегодня хорошо потрудились. Был снеговик один, а стало много.
- А теперь давайте поставим наших снеговиков на выставку, чтобы мамы и папы смогли полюбоваться.
Оформление выставки детских работ.
III Трудовому воспитанию детей
на тему «Посев семян овса»
Задачи:
1. Овладение детьми первоначальных трудовых навыков по посеву семян овса в грунт.
2. Научить втыкать семена овса в землю на определенную глубину, сохраняя нужное расстояние.
3. Формировать представление о значении почвы, воды, света в жизни растений.
4. Закреплять навыки применения необходимых предметов-орудий для выполнения задания.
5. Развивать моторику рук, внимание, зрительно-двигательную координацию.
6. Вызвать положительные эмоции от трудового процесса.
Оборудование: семена овса, контейнер-коробочки с землей на каждого ребенка, лейка с водой, передники, перчатки резиновые, иллюстрация «Кормушка с птицами, использование фонотеки (пение птиц, мелодия вальса).
Ход:
Педагог приглашает к себе детей. Фоном звучит мелодия вальса.
- Сегодня у нас будет очень интересная и полезная работа. Мы будем сажать овес. Летом птицы могут найти себе много разной еды и травки, зимой этого нет. Когда вырастет наш овес мы угостим им птиц которые прилетают на наш участок.
Педагог показывает емкость с семенами и предлагает их потрогать
- Это семена овса.
- Посмотрите, а еще я приготовила для каждого из вас контейнеры. Что в них насыпано? (земля)
Как вы думаете, для чего? (ответы детей)
- В эту землю мы и будем сажать наши семена. Посмотрите, как я это делаю. (показ с пояснением). Беру одно семя и втыкаю глубоко в землю, чтобы только кончик был виден. Другое воткну близко от первого. Рядышком еще одно, и так много семян посею.
Что бы дети брали по одному семечку и сажали их близко друг к другу, повторяю каждый раз «Бери одно семечко и втыкай близко к тому, которое уже посаженного». В процессе труда необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Если посев недостаточно частый, использую палочку «указку», которой обозначаю на поверхности земли место, куда следует еще воткнуть семя.
- Что еще надо сделать, чтобы росла трава? (полить землю)
Педагог предлагает провести эксперимент одну емкость с посаженными семенами не поливать и посмотреть, как будут всходить семена (нужна ли вода растениям).
- Поливать надо очень аккуратно, по всему контейнеру. Ведь каждое семечко должно «напиться». Лить воду следует по чуть-чуть, смотреть как она впитывается.
Дети под контролем педагога поливают посадки.
- Как вы думаете, куда надо поставить наш контейнер? (ответы детей)
- Правильно, надо поставить на подоконник, ближе к свету. Без солнечного света растения не могут расти.
На каждый контейнер с посадками педагог прикрепляет метку с именем ребенка, который сделал данную посадку.
- Теперь каждый будет наблюдать и ухаживать за своими растениями.
Дети ждут результата сразу и сейчас. Педагог предупреждает:
- Не сразу вырастет травка. Мы каждый день будем поливать и ждать, когда появятся первые всходы»
Посадки выставляются на подносе на подоконник.
- И после всходов мы видим контейнер который мы не поливали не проросли семена. Вода нужна всем.
IV Художественное-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность рисование.
«Путешествие капельки»
Программные задачи:
- расширить знания детей о воде и ее значении в природе.
- закрепить представление о сезонных изменениях в природе, связанных с водой.
- учить детей экспериментировать с краской и водой и создавать для работы необходимые условия.
- вызвать интерес к созданию пейзажа-иллюстрации к сказке с помощью цветной воды и различных техник.
- развивать воображение, чувство композиции и память детей. - воспитывать у детей любовь к природе и эстетический вкус.
Оборудование: Текст сказки, загадки, отрывки «Звуков природы», краска, большие кисти, стаканчики с водой, соломинка (трубочка для питья воды, жидкое мыло, одноразовые ложки, альбомные листы, влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня, дети, у нас необычное занятие, оно сказочное и цветное. А чтобы его начать, мы должны удобно сесть и приготовиться к путешествию.
Мы отправляемся в путешествие по воде, узнаем, какой у нее голос, где она живет и как путешествует по земле. Поэтому садитесь удобно, мы отправляемся в путешествие.
(Отрывок релаксационной мелодии с шумом водопада).
Первое, куда мы попали это Королевство матушки-природы. Здесь проживают ее дочери - времена года: Зима, Весна, Лето и Осень.
Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
А почему вы так думаете? (Подвести детей к тому, чтобы они назвали, сезонные изменения, которые происходят в природе зимой).
Чтение стихотворения о весне. Агния Барто. Весна идёт
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
-Вот весна идёт!-
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Воспитатель. А что произойдет в природе, когда встретится зима с весной, и когда солнышко согреет нашу землю?
Да, вокруг начнет капать вода, побегут ручейки, зазвенят ручьи везде. Вот такая веселая звенящая придет к нам Весна.
У Весны есть маленькая веселая помощница - Капелька, она поможет нам и дальше в нашем путешествии.
Сегодня я расскажу вам сказку о том, как путешествовала маленькая капля воды по земле.
Сказка «Путешествие капельки»
Пришла весна и, как только пригрело солнышко, начал снег и лед таять. Маленькая Капелька проснулась и зазвучала на кончике сосульки, улыбнулась и упала на землю, где попала в ручеек воды, который бежал между снегами все быстрее и быстрее.
В ручейке она бежала со своими подружками вниз к большой воде - гордой полноводной реке, которая катила свои спокойные волны к бурному и соленому морю.
Попав в море, Капелька решила поиграть на больших, перекатывающихся волнах. А в это время солнышко протянуло свои теплые лучи к капельке и она стала легкой, как пух, и унесло ее на небо, на голубое облако. Там капельке стало грустно и холодно, а она хотела снова играть, поэтому и расстроилась и расплакалась, и упала на землю весенним дождем. Капля дождя упала на первую травку, которая появилась на проталинах, и стала росой. Опять пригрело солнышко, и капля росы скатилась на землю, где попала в почву. Там было темно и холодно. Капелька нашла выход на поверхность и попала к источнику, который вынес ее к солнцу. И снова Капелька побежала путешествовать по воде, но это путешествие было для нее уже знакомым.
-Вам понравилась сказка? А теперь проверим, внимательно вы ее слушали. Я загадаю загадки, а вы попробуете вспомнить, с кем встречалась Капелька в своем путешествии.
Загадки на тему: Вода
1. Побросала туча в поле
Миллионы водяных стрел. (дождь)
2. Проснулся - и сразу
К солнышку бежит,
Прыгает по камешкам,
Плещется и звенит. (ручей)
3. Бежит водичка, как синяя лента,
А называется она. (река).
4. Вокруг вода, а с питьем - беда.
Синее, да еще и соленое, необозримое,
Называется. (море).
5. Глаз нет, а слезы есть,
И плачет без голоса? (роса)
Молодцы, отгадали загадки и слушали сказку.
Физкультминутка:
(Отрывки звуков воды и имитация движений).
- Идет дождь.
Покажите, как капает маленький дождик: пальчиками стучим по полу кап-кап., дождь стал сильнее и стучит медленно, но тяжело. Стучим ножками тук-тук, кап-кап. А теперь дождик заканчивается и капельки маленькие падают на землю, стучим легонько пальчиками кап-кап. Вышло солнышко и дождь закончился.
- Течет вода, ручей.
Поставили ручки и показали, как течет по камешкам водичка. (Волновые движения руками).
- Течет река.
Поставили руки ладошками внутрь друг к другу, хлопают - буль, буль.
- Море с волнами.
Покажите, как шумит морская волна. (Махи рук вперед с проговариванием звуков ш-ш-ш и обратно - шух шух).
А теперь путешествие наше продолжается и попали мы в цветное Водяное Королевство. Дети садятся за столы.
Знаете ли вы, что вода может менять свой цвет? Она может быть прозрачной, как в баночке перед вами, может быть мутной, когда бежит ручейками по песку, грязной, когда идет по земле. А еще- цветной. Чтобы чистая вода стала цветной, что нужно сделать? Так давайте вы тоже сделаете свою цветную воду (Опыт с водой и краской). Опускаем кисточку в краску гуаши и потом в баночку с водой. В баночку с жидкой краской добавляем детское мыло, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри.
Надувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
- Ну – ка, пузыри, собирайтесь в баночку!
Такой пеной можно рисовать. Берем одноразовые ложки и выкладываем пену на лист бумаги (заранее нарисованные контуры облаков, солнца, ручейка, травы, изображать прекрасные картины. Давайте вы нарисуете то путешествие Капельки, о котором я вам рассказывала.
Приступайте к работе. (Рисование под музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна.»).
В конце рассмотреть рисунки. Сделать выводы.
Воспитатель. На этом наше путешествие по воде закончилась.