Екатерина Казакова
Проект «Какое небо голубое!» (знакомим малышей с космосом)
▼ Скачать + Заказать документы
Какое небо голубое!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 «Теремок» г. Балаково Саратовской области
Познавательно-творческий проект
«Какое небо голубое!»
(знакомим малышей с космосом)
Подготовили:
Казакова Екатерина Анатольевна
Максина Галина Антоновна
2022 год
Проект «Какое небо голубое!»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : краткосрочный.
Возраст детей: 2- 3 года.
Публикация «Проект „Какое небо голубое!“ (знакомим малышей с космосом)» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Организаторы проекта : Казакова Екатерина Анатольевна, Максина Галина Антоновна.
Срок реализации: одна неделя
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.
Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями (консультации и рекомендации).
Методы и приё мы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.);
• словесный метод (беседа, использование художественного слова, пояснения);
• практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический метод (развитие находчивости и активности);
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия).
Актуальность.
Современные малыши получают огромное количество информации, и неизменно у них возникают вопросы: что это? Почему? Как это происходит? Любые разговоры о космосе и планетах всегда притягивали внимание не только взрослых, но и детей.
А любой здоровый интерес нужно развивать и пестовать. И делать это лучше всего как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, и тем быстрее он найдёт место в нашем интересном и прекрасном мире.
Покорение космоса – одна из тех страниц истории нашей страны, которыми мы безоговорочно можем гордиться. Рассказать об этом ребёнку никогда не рано – даже если малышу всего два года. Ведь уже в этом возрасте малыши с удовольствием строят из подручных материалов «ракеты», чтобы «улететь к звёздам».
Мы знаем, что проектная деятельность развивает творческую активность детей.
А, данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи.
Проблема: у детей нет первоначальных знаний о космосе, и о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель проекта : формирование у детей первичных представлений о космосе.
Задачи:
образовательные:
способствовать формированию у детей понятий «космос», «космонавт», «звёзды».
воспитательные:
воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
воспитывать желание быть сильным и смелым.
развивающие:
обогащать активный и пассивный словарь воспитанников;
развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.
Ожидаемый результат:
дети:
активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
проявление творческой активности в игровой деятельности;
развитие связной речи, обогащение словаря;
возникновение интереса к познанию космоса.
воспитатели:
повышение профессиональной компетентности через овладение проектными и исследовательскими навыками.
родители:
повышение интереса к работе ДОУ;
активное участие в тематической выставке «Всей семьёй ракету сами смастерили»
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
• подготовка материалов, оборудования, литературы, иллюстраций по теме.
• подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.
• информирование родителей о предстоящей проектной деятельности.
2. Основной этап:
Беседа «Небо бывает разное»
Видео – презентация для детей «Чудеса космоса»
Рассматривание иллюстраций «Ракеты в космосе»;
НОД «Летим к звездам!»
Сюжетно - ролевая игра «Лунтику, спешим помочь»
Развивающие игры со счетными палочками, пуговицами. Выкладывание - солнышко, ракета, летающая тарелка, самолёт.
Дидактические игры: «Зажигаем звёзды», «Скафандры для космонавтов», «Верни пришельцев на их родные планеты»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Найди свою планету».
Пальчиковая гимнастика «Тучка», «Яркое солнышко»;
Рисование паролоном + аппликация (бумажные салфетки, скатывание) «Солнышко лучистое»
Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
Физкультминутка «Ракета»;
Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Лунтик», «Незнайка на луне»,
Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики, «Облака белокрылые лошадки».
Консультация для родителей: «Как познакомить малышей с понятием «Космос»»
3. Заключительный этап:
Организация выставки совместного творчества руками детей и их родителей «Всей семьёй ракету сами смастерили». Из природного и бросового материала.
Используемая литература:
1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
2. Носов Н. Незнайка на Луне// Издательство: Эксмо, 2015, - 536 с.
3. Первушин А., Первушина Е., Я открываю космос! Первое путешествие по Солнечной системе// Издательство: Качели, 2016 г., - 32 с., ( Серия: Почемучкина книжка).
4. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) (3).
5. Шорыгина Т. А. : Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
6. Энциклопедия: Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия для детей. Издательство «АСТ», 2016. – 72 с.
7. Интернет ресурсы.
Приложение:
Беседа: «Небо бывает разное»
Цели:
1. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе;
2. Обогащение словарного запаса.
Ход беседы:
- Дети, каждый день мы выходим на улицу и смотрим на (ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:
Черное, алое, синее, красное
Небо бывает разнообразное.
Утро как вечер красным подсвечен,
Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.
- Небо – это огромное пространство над землей. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей)
- Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным.
Показать наглядный материал – какое бывает небо : ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное.
Что бывает на небе: радуга, дождь, гроза, молния, облака.
- Почему небо бывает черное, хмурое?
- Что есть на небе?
- На что похожи облака?
Закончить беседу чтением стихотворения:
Ничего нет неба выше,
Там гуляют облака.
Небо дуновеньем дышит,
В небе звёзды с далека
Словно бусинки мерцают
Украшая небосклон,
А под утро исчезают,
Растворяясь будто сон.
В небе вольно веют птицы,
Крылья только им даны,
Но бывает людям снится:
Над землёй летят они.
Справа небо, слева небо,
Ну, а ты летишь, летишь:
Толи быль, а толи небыль,
Сразу и не различишь!
Как цветочки незабудки -
Нежно - голубое.
Иногда, как васильки,
А порой, как море!
Но бывают дни, когда,
Злится и темнеет,
Вот тогда меняет цвет -
Хмурится, чернеет.
Ночью - в ярких звездочках,
Днем - с лучистым солнышком!
С облаками, цвета снега.
Что же это? Это ж. (Небо.)
Иллюстрации:
Ясное, солнечное небо. Молния.
Радуга Хмурое небо
Облачное небо Звездное небо
Конспект НОД
Тема: «Летим к звездам!»
Цель: формирование начального представления о космосе.
Задачи:
• способствовать развитию и активизации речи детей.
• упражнять в звукоподражании.
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
• помогать детям в обследовании предметов, выделяя их форму, величину.
• прививать детям умения взаимодействовать с педагогом и друг с другом.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие/познавательное развитие/ социально – коммуникативное развитие.
Материал: картинка «Космическое небо»; звезда объемная на батарейках; ватман черного цвета; картинка ракеты из геометрических фигур; 2 корзинки; круги - большие и маленькие; звезды большого, маленького размера (по количеству детей);
коробочки большого, маленького размера; разрезная картинка «Космонавт».
Методика проведения НОД:
Вводная часть.
Психогимнастика:
Мы сначала будем хлопать: хлоп- хлоп, хлоп-хлоп.
А затем мы будем топать: топ-топ, топ-топ.
А сейчас мы повернемся, и друг другу улыбнемся!
- Посмотрите, какая необычная картинка у меня есть. (дети рассматривают) (на картинке изображение космического неба)
- Вы догадались, что изображено на этой картинке? (небо)
- Посмотрите в окно, за окном какое небо? (синее) А почему на картинке небо темное? (ответы детей)
- А что бывает на небе вечером (ночью)? (звезды)
- Небо находится высоко, поэтому звезды нам кажутся маленькими. На самом деле, звезды большие и их можно увидеть в космосе.
На столе лежит черный ватман, воспитатель подводит к нему детей.
- Ребята, а у нас на столе что-то лежит. Интересно, что же это может быть? (ответы детей) Это ночное небо, только почему-то оно совсем черное. Как вы думаете, чего не хватает на этом небе? (Звезд) .
- Ой, смотрите, а тут только одна звездочка есть, и она совсем не светит. (на столе лежит объемная звезда)
- Может спросим у нее, что случилось? (дети соглашаются)
- Звездочка, расскажи мне на ушко, что случилось, мы с ребятами попробуем тебе помочь.
- Дети, звездочка сказала, что был космический дождь, и все звезды пропали и перестали гореть, она очень просит, чтобы мы отправились в космос и помогли вернуть звездочки на небо, и они бы опять стали ярко нам светить.
- Поможем звездочке? (да)
Основная часть.
- Ребята, а кто летает в космос? (космонавты)
- Как вы думаете, какие должны быть космонавты? (сильные, смелые)
- А мы с вами сильные?
- Ну - ка, покажем, какие мы сильные и смелые.
Физминутка
- Раз, два, три, четыре-
В космос мы лететь решили! (маршируют)
Чтобы в космос полететь (руки вверх)
Нужно многое уметь (круговое движение руками)
Влево, вправо наклонись
И нисколько не ленись! (погрозить пальчиком)
Руки вверх, вперед и вниз,
Космонавтом становись! (руки на пояс)
- Вот мы и стали космонавтами!
- А на чем же летают космонавты? (на ракете)
- Посмотрите, у меня есть картинка. Что на ней нарисовано? (ракета)
- Какие геометрические фигуры вы видите? (воспитатель уточняет, что верх ракеты похож на треугольник, основная часть на прямоугольник, иллюминаторы (окна) на круг)
- А мы с вами можем сделать ракету? (да)
Из чего мы можем сделать ракету? (из мягких модулей)
Дети вместе с воспитателем строят ракету.
- Ракета готова, осталось ее завести.
- Готовы к полету? (да)
Игра «Пуск ракеты»
Запускаем мы ракету «У-у-у» (руки над головой в форме конуса)
Завели моторы «Р-р-р» (вращение рук)
Моторы загудели «У-у-у» (Руки расставили в стороны)
В космос полетели «Ж-ж-ж» (Присели – руки вверх)
- Вот мы с вами и в космосе. Посмотрите сколько здесь разных планет.
- На какую геометрическую фигуру похожи планеты? (на круг)
- А еще что вы видите? (корзинки)
- Ребята, из-за космического дождя не только звезды не горят, но и все перепуталось.
- Как вы думаете, что нам надо сделать? (ответы детей)
- Правильно, в большую корзинку нужно сложить большие планеты, а в маленькую - маленькие. (дети раскладывают геометрические фигуры (круги) по одному признаку : большие - маленькие) Здесь еще есть звездочка. Мы положим ее в какую- нибудь из корзинок? (нет, нам нужно ее вернуть в космическое небо, поэтому мы ее возьмем с собой)
- Ребята, посмотрите, здесь тоже что-то есть. (дети подходят к следующему столу и говорят, что видят) ( на столе разложены звезды разного размера: большие, маленькие, так же лежат коробочки: большого, маленького размера. Задача детей разложить звезды в соответствии с размером коробочек)
- Как вы думаете, что нам нужно здесь сделать? (ответы детей)
Дети раскладывают звезды по размеру.
- Ребята, мы возьмем с собой коробочки со звездочками, чтобы украсить звездное небо? (да) (дети берут коробочки со звездочками)
Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад, чтобы вернуться и украсить наше ночное небо звездами.
Все в ракету! (дети садятся в ракету)
Заводим ракету:
Игра «Пуск ракеты»
Запускаем мы ракету «У-у-у» (руки над головой в форме конуса)
Завели моторы «Р-р-р» (вращение рук)
Моторы загудели «У-у-у» (Руки расставили в стороны)
В детский сад полетели «Ж-ж-ж» (Присели – руки вверх)
- Вот мы и вернулись в детский сад! (дети идут украшать космическое небо звездами) .
- Какие вы молодцы! Только звездочки не горят, их нужно нам зажечь. А чтобы они зажглись, нам с вами нужно подуть. Носиком вдыхаем и ротиком выдыхаем. (дети дуют на объемные звезды на батарейках, звезды зажигаются)
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось звездочке помогать?
- А где мы сегодня с вами были?
- Что мы в космосе делали?
- Ребята, вы молодцы. И зато, что вы помогли вернуть в космическое небо звезды и их зажечь, звездочка вам дарит подарок. Это разрезная картинка, которую можно сейчас собрать.
Физминутка «Ракета»
«Мы летим в ракете
Посмотреть на луну
Мы здоровые дети
В нашем детском саду.
Все – закончился полет,
«Отдыхает» звездолет»
(На носочках бег по кругу, руки вдоль туловища отведены назад.)
Подвижная игра «Найди свою планету».
Под музыку дети кружатся со звездами. По окончанию музыки дети бегут к планете, соответствующей цвету их звезд. Дети меняются звездами, игра повторяется еще 2 раза.
Сюжетно-ролевая игра «Лунтику спешим помочь!»
Цель: развитие внимания, групповой сплоченности.
Задачи.
- Способствовать созданию спокойной доверительной обстановки в группе.
- Развивать умение чувствовать и понимать другого.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
Приветствие.
«Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются) Дети садятся.
За дверью кто-то плачет.
Воспитатель: Ребята, пойду посмотрю кто это плачет. (Идёт к двери берёт Лунтика-выполняет роль Лунтика.)
Лунтик: Здравствуйте, где это я?
Воспитатель: В детском саду.
Лунтик: Здравствуйте, дети, вы меня узнали? Кто я?
Дети: Лунтик.
Воспитатель: Лунтик, а почему ты плакал?
Лунтик: Да как мне не плакать, прилетел к вам с луны, а у вас, на земле тут осень-холодно бр-бр-бр, скоро зима. Дома нет, друзей нет. Мне холодно, грустно и тоскливо. Что мне делать? Как мне быть?
Воспитатель: А давайте ребята станем Лунтику друзьями, ведь друзья всегда приходят на помощь своему другу. Будем друзьями?
Дети: Да
Воспитатель: Теперь мы с Лунтиком друзья. И мы должны ему помочь. Что нужно сделать, чтобы помочь Лунтику, как вы думаете?
Дети: Дом нужно построить.
Воспитатель: Правильно, ребята, построить дом, но давайте Лунтика сначала развеселим, чтобы ему не было грустно и поиграем в игру «Весёлые человечки
Игра «Весёлые человечки»
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили
Звали их совсем чудно
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо! (хлопают в ладоши)
Удивлялись человечки:
Хо-хо-хо-хо-хо-хо (пожимают плечами)
Им собака шла на встречу,
И дышала глубоко
Засмеялись человечки
Хи-хи-хи-хи-хи-хи (исполняют пружинку)
Ты похожа на овечку
Прочитать тебе стихи?
Разобидилась собака
И ушами затрясла (потряхивают головой)
Человечки же хохочут
Ха-ха-ха-ха-ха-ха (потопывают ногами).
(Лунтик смеётся. Дети присаживаются на стулья.)
Воспитатель: Вот ребята, развеселили Лунтика, а теперь нам пора о домике подумать. Дети будем строить домик Лунтику?
Дети: Да.
Лунтик: Ура, у меня будет свой домик!
Воспитатель: Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, а потом.
Начинают строить дом.
Пальчиковая игра «Дом».
Молоточком я стучу, (стучат кулачок о кулачок)
Дом построить, я хочу, (делают крышу над головой)
Строю я высокий дом (руки вверх)
Буду жить я в доме том! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: А давайте, я как самая высокая буду архитектором, давайте проверим я самая высокая или нет. (Сравнение с ребёнком.) Высокая. Я архитектор. А вы строители. И у меня есть схема постройки домика для Лунтика, посмотрите.
Воспитатель: Приступаем к постройке дома. Посмотрите кирпичи лежат, подойдём поближе. Возьмите по - одному кирпичу, будете строить стены, (строят дом, стены готовы) дом готов, а чего не хватает?
Дети: Крыши
Воспитатель: А что может у нас быть крышей. Правильно. Ставим крышу. Стены у нас из кирпича. Красивый дом получился?
Дети: Да
Воспитатель: Вам нравится? А что есть в доме?
Дети: Дверь, окна.
Воспитатель: Какой получился домик?
Дети: Красивый, большой.
Лунтик: Какой красивый домик, светлый, большой. Спасибо вам ребята за помощь, вы настоящие друзья!
Воспитатель: Ребята, Лунтик очень устал с дороги и нужно дать ему отдохнуть.
Лунтик: На славу мы повеселились. Спасибо вам мои друзья, отдыхать мне пора.
До свидания, до свидания
Вместе было хорошо
До свидания, до свидания,
Приходите ко мне ещё. (Лунтик остаётся у себя в домике.)
Воспитатель: Дети скажите Лунтику до свидания. Ребята помогли мы Лунтику?
Дети: Помогли.
Воспитатель: Что мы сделали?
Дети: Мы подружились с Лунтиком, развеселили его, построили ему дом.
Пальчиковая гимнастика.
Тучка
Тучка солнце повстречала,
(поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук)
Погостить его позвала.
(«приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены как солнышко)
«Нет!» — ей солнышко в ответ.
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Тучка закрывает свет.
(соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены — «солнышко»)
Яркое солнышко
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
(снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы-«лучи»
Дыхательная гимнастика «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Дидактическое упражнение «Сложи ракету»
Возьмите прямоугольник и найдите его место на изображении ракеты. Теперь выложите квадрат и треугольник. А теперь круги. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А затем найдите место овалам.
Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»
Перед вами космонавты. Покажите самого высокого, самого низкого. А теперь подберите им скафандры по размеру.