Елена Лысенкова
Проект «Как животные находят дорогу домой»
▼ Скачать +Заказ
ПРОЕКТ : «Как животные находят дорогу домой.»
Срок реализации 3 недели
Мотив: Семья с собакой гуляла в лесу. Собака потерялась, найти её не смогли. Когда семья пришла домой собака была дома. Артём хочет узнать, как собака нашла дорогу домой сама.
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:
• Интерес к причинам миграции животных
• Узнать, как именно они находят дорогу в дальние края;
• Есть ли у человека способности как и у животных в ориентировке в пространстве
Публикация «Проект „Как животные находят дорогу домой“» размещена в разделах
Цель: Узнать, как животные находят дорогу в нужном им направлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить, как ориентируются в пространстве люди
2. Изучить, как находят дорогу в дальние путешествия животные, птицы и морские обитатели
3. Изучить с помощью эксперимента, как влияет магнитное поле Земли на ориентировку животных в пространстве
4. Узнать, можно ли развить высокие способности в ориентировке в пространстве у людей
Гипотеза исследования: это исследование поможет расширить знания ребёнка о причинах легкой ориентации животных при миграции на дальние расстояния
Методы и приемы исследования: просмотр природоведческих видеофильмов, наблюдение за поведением домашних животных, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: телевизор, книги, интернет ресурсы, магниты, карты, карандаши, бумага
Актуальность:
- формирование у ребёнка предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы:
Подготовительный этап: Выделение проблемы ребёнком, отвечающей потребностям мальчика.
Целеполагание: Самостоятельное определение ребёнком цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирование: Планирование деятельности ребёнком (при возможном участии взрослого, как партнера, определение средств реализации проекта.
Исполнительский: Выполнение ребёнком проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
Презентационный: Представление продукта проектной деятельности.
Рефлексивный: Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.
Перспективный: Определение перспективы развития проектирования.
Этапы Задачи Деятельность проектной группы
(мама и ребёнок)
Начальный Определение проблемы "Как животные находят дорогу домой" Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.
Планирование Определение источников информации.
Постановка задач оценки результатов. Изучение интернет ресурсов, просмотр обучающих фильмов, специальных природоведческих каналов, просмотр информации в интернете, посещение магазинов умных книг
Распределение ролей в команде Узнать и проверить на опыте действие магнита, принципа действия компаса
Мама помогает добыть информацию, ребёнок проводит опыты
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.
Уточнение планов деятельности. Изучили информацию из интернет-ресурсов и специальных каналов, энциклопедиях.
Выбрали несколько опытов, наиболее интересные, по мнению Артема.
Необходимо приобрести нужные ингредиенты
Выполнение Выполнение проекта. После изучения всей информации семьё й были выполнены такие мероприятия:
- опыт с магнитом;
- опыт с изготовлением компаса
- рисование карты путешествия (от дома до детского сада)
- наблюдение за солнцем, звездами, поведением животных, определение в лесу севера, юга по определённым приметам.
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач). Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. Всю информацию нашли, ребёнок узнал много нового. С мамой очень интересно выполнять данную деятельность, она помощница.
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование
процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта.
Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в окружающей жизни, расширят знание о животных и природе.
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Людям в ориентировке в пространстве помогают технические средства: компас, навигатор, видеокарта.
2. Что многие животные путешествуют на дальние расстояния (мигрируют);
3. У всех животных есть высокие способности находить свой дом или безопасное место, где есть еда, вода;
4. Что у каждого вида животных свои способы нахождения дороги : хорошая память, зрение, слух, зрительные ориентиры, обоняние, «внутренний компас», Эхолокация;
5. Что у людей, которые живут в дали от больших городов (песках, степях, тундре) тоже есть способности как и у животных : хорошая память, хорошее зрение, «внутренний компас», обоняние;
6. Что способности животных широко используются людьми: собака-поводырь, собаки-поисковики, голубиная почта и др. ;
7. Что свои способности в ориентировке в пространстве нужно и можно развить.
Практический результат:
В результате наших экспериментов мы обогатили свой жизненный опыт:
- узнали, что домашние животные с лёгкостью находят дорогу домой;;
- научились выполнять несложные опыты с магнитом, компасом, научились рисовать карты;
- научился ориентироваться в лесу по мху на деревьях, по карте, компасу;
- узнал, что способности животных ориентироваться в пространстве могут помочь мне;
- узнал, что любые способности нужно и можно развить
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27
муниципального образования город Новороссийск
Совместный конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Я – исследователь»
Воспитатель Лысенкова Е. В.