Надежда Иванченко
Проект «Как живешь, ёж?»
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Как живешь, ёж?»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети средней и старшей групп, родители, воспитатели
ТИП ПРОЕКТА : Информационно –познавательный
ВИД ПРОЕКТА : групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Человека всю жизнь окружает живая природа, ее многогранный и прекрасный мир. Первые представления о многообразии животного мира человек получает еще в детстве. Общение с природой положительно влияет на становление личности человека. Он становится добрее, мягче, душевнее. В нем просыпаются такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь; пробуждается желание беречь, помогать, созидать, делать окружающий мир лучше. В воспитании ребёнка огромное значение имеет общение с живой природой.
Публикация «Проект „Как живешь, ёж?“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Еж, ежик. Проекты
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
ВВЕДЕНИЕ:
Рассказы воспитанников о домашних животных:
Андрей Ш. : У нас живет кот Масяня. Мы его кормим специальным кормом для котов. Но однажды мы увидели, как этот корм ел ёж! Он живет у нас во дворе!
Герман К. : У нас дома тоже живет ёж! Мы с папой его часто видим в саду. Наверное, ёж собирает яблоки!
Дима Д. : И у нас живет ёж. Его папа прогнал из домика, где живут куры, потому что он их напугал.
Ваня Ц. : А что он там делал?
Между детьми возник разговор, в котором выдвигалось множество вопросов и версий: что ест ёж? Где он живет? Почему он приходит к людям? Зачем ёж приходил в курятник? Кого боится ёж? Зачем ему так много иголок? А где его дети? Ёж – это домашнее или дикое животное?
Обсудив все вопросы, дети выдвинули гипотезы:
Ёж ест траву, яблоки, ягоды, корм для кошек.
К людям он приходит, чтобы спрятаться от врагов.
Иголки ему нужны для защиты и для того, чтобы носить на спине яблоки и грибы.
Детёнышей он прячет в своем домике.
Ёж – это дикое животное, но может быть и домашним.
В итоге родилась идея изучить всё об образе жизни ежа.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Узнать о жизни ежей с помощью исследовательской и творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
2. Расширение представления детей о еже, его семействе, о пользе ежей, о приспособлении этого животного к жизни в разных условиях.
Развивающие:
1. Развитие речи путем формирования умения строить диалог, монолог.
2. Развитие познавательной деятельности и творческих способностей.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
3. Воспитание умения работать в коллективе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.
2. Основной этап – создание условий для формирования у детей представлений об образе жизни ежа.
3. Заключительный – обобщение полученных знаний о еже.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Пополнение знаний и расширение представлений детей о еже.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Познавательное развитие:
Компьютерная презентация «Как живёшь, ёж?»
Просмотр научных и мультипликационных фильмов:
«Как живет ежик?» - https://youtu.be/ytZAgn9sE-o
«Интересные факты о ежах» - https://youtu.be/YHkFseHhyRI
«Ёжик. Маленькие уроки живой природы» - https://youtu.be/zY7AEgavZXY
«18 фактов о ежах» - https://youtu.be/oVmsfb46hG0
«Маленькие ёжики» - https://youtu.be/XUO0y-cHktk
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы:
Михаил Пришвин «Ёж»
Андрей Усачев «Жили-были ёжики»
Сергей Козлов «Ёжик в тумане», «Ёжикина радость»
Проговаривание чистоговорок о еже.
Разучивание стихотворений о ё жике:
Б. Заходер «Что ж ты, ёж, такой колючий?», О Малиновская «Ходит ёжик по тропинке», И Михайлова «Кто на свете самый колкий?»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование – раскраска изображений ежа.
Разучивание песни «Песенка о еже» - https://youtu.be/gzC0WI1cOv0
Коллективные аппликации «Спокойной зимы, ёж!» :
- С высушенными осенними листьями.
- С вырезанными из бумаги осенними листьями.
Физическое развитие:
Физминутки: «Хитрый ёж», «Ёжик –чудачек»
Подвижные игры: «Запасливый ёжик», «Ёжики в лесу»
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Угадай и назови», «Назови, чем питается»
Экологические игры: «Какое животное я загадала?», «Кто, где живет?»
Совместная деятельность с родителями:
1. Изготовление поделок «Ёжики» из природного и подручного материала.
2. Нетрадиционные способы рисования:
- Ёж - с помощью вилки,
- Домик для ежа – выдувание рисунка с помощью трубочки
3. Мастер-классы с родителями:
- коллективная аппликация с помощью оттиска ладошки «Веселый Ёж»
- изготовление ежа из соленого теста «Маленький Ёжик»
- изготовление поделки «Золотое яблочко для ежа»
Рефлексия:
1. Выставка совместных работ детей и взрослых «Как живешь, Ёж?»
2. Итоговое занятие «Как живешь, Ёж?» (вручение дипломов научного исследователя)
Подвижная игра «Ёжики в лесу»
Цель: Развивать подвижность, быстроту реакции, ловкость. Формировать умение сгруппировываться в «клубок».
Описание игры: Ведущий говорит: вышли ёжики гулять, свежих червячков искать (дети ходят, наклоняясь до земли). Вдруг в лесу из-за куста появляется лиса.
В это время дети садятся на корточки, наклоняют голову к коленям, руками обхватывают колени. Лиса ходит и смотрит, кто зашевелился – хватает и уводит к себе в норку.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Как живешь, ёж?»
Цель: Подведение итогов проектной деятельности детей.
Задачи:
1. Закрепить знания, полученные в процессе исследовательской проектной деятельности.
2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитатель:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это. (еж)
Мы сегодня собрались, чтобы подвести итог нашей исследовательской деятельности. Давайте вспомним, с чего всё начиналось? (воспитатель показывает итоговую презентацию)
1. Беседа о ежах. (слайд №1)
Наши гипотезы:
Ёж ест траву, яблоки, ягоды, корм для кошек.
К людям он приходит, чтобы спрятаться от врагов.
Иголки ему нужны для защиты и для того, чтобы носить на спине яблоки и грибы.
Детёнышей он прячет в своем домике.
Ёж – это дикое животное, но может быть и домашним.
Подтвердились ли они в процессе нашей исследовательской деятельности?
2. Гипотеза №1. (слайд №2)
Ёж ест траву, яблоки, ягоды, корм для кошек.
Что узнали мы?
Ёж всеядный, но основной его пищей являются взрослые насекомые: жуки, пауки, жужелицы, гусеницы, слизни, мокрицы, дождевые черви. Очень любят ежи есть жаб, саранчу, яйца птиц.
3. Гипотеза №2. (слайд №3)
К людям он приходит, чтобы спрятаться от врагов.
А почему он приходит к людям на самом деле? Кто самый страшный враг ежей?
Ежи приходят жить туда, где для них много пищи.
Больше всего ежам нужно бояться лисы. Лиса катит ежа, скрутившегося в клубочек, к водоему. А в воде ёж расправляется, и лиса его может съесть.
4. Гипотеза №3 (слайд №4)
Иголки ему нужны для защиты и для того, чтобы носить на спине яблоки и грибы.
А что узнали мы?
Иголки нужны ежу для защиты во время опасности. А яблоки они нанизывают на иголки только для того, чтобы кислым яблочным соком отпугнуть вредных насекомых на его спинке.
5. Гипотеза №4 (слайд №5)
Детёнышей он прячет в своем домике.
А что, ребята, узнали вы?
Своих ежат ёж прячет в норке. В минуты опасности закрывает их сверху листьями и травой.
6. Гипотеза №5 (слайд №6)
Ёж – это дикое животное, но может быть и домашним.
Вы согласны с этой гипотезой, ребята?
Ёж – это дикое животное, хищник. Он должен жить на воле.
7. Появляется взрослый в костюме ежа.
- Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня?
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (Ёж)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Под соснами,
Под ёлками
Лежит мешок
С иголками. (Ёж)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (Ёж)
Я сегодня пришел к вам не просто так, а по делу! Все мои братья ежи передавали вам большой привет и велели вручить вам за ваш труд Дипломы!
Итак:…
Вручаются дипломы научных исследователей.
8. Музыкальная пауза (слайд №7)
Исполнение песни о ежиках.
https://youtu.be/gzC0WI1cOv0
9. Воспитатель:
Кто помогал нам в проектной деятельности?
Дети: воспитатели, родители.
Воспитатель: Главное, ребята, мы научились работать вместе, дружною семьей – дети, родители, воспитатели. Когда мы дружны – можем узнать много нового и интересного!
Для нас проекты и эксперименты –
Это все - интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Что проект нам может дать?
Дети хором: Я всегда хочу всё знать!