Карина Прияцелюк
Проект «Как узнать весну» для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный.
Продолжительность проекта : с 1 марта по 5 апреля 2023г.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 5-6лет
Актуальность:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Публикация «Проект „Как узнать весну“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Проблема:
У детей старшей группы с ЗПР не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности.
Цель проекта : Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Пополнить и обогатить знания детей по лексической теме «Весна».
Активизировать словарь детей по лексической теме.
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.
Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа:
предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, и др;
признаки: долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый и т. д. ;
действия: трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет. Откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.
Для педагогов:
расширять знания детей о весне;
развивать любознательность;
развивать трудовой потенциал у ребенка.
Для родителей:
развитие совместного творчества родителей и детей;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Чтение художественной литературы.
4. Беседы.
5. Наблюдения.
6. Игровая деятельность.
7. Работа с родителями.
Социально-коммуникативное развитие
Е. А. Стребелева - «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»
Задание «Весна». Цель: научить устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета. Стр. 50
Задание «Ранняя весна». Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между предметами, объектами и явлениями. Стр. 69
Задание «Ветка». Цель: развивать у детей процесс сравнения, обобщения, конкретизации. стр. 78
Задание «Весна». Цель: формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией. Стр. 138
Беседы. И. А. Лыкова - «Опасные явления в природе»
1. «Ранняя весна. Снег, сосульки, гололед. Безопасное поведение»
2. «Ледоход и разлив. Что делать при наводнении»
3. «Пробуждение весны»
Л. Б. Баряева – «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии».
1. Театрализованная игра-занятие «Лиса и зайцы. Путешествие в весенний лес». Стр. 143
2. Театрализованная игра-занятие «Утренние лучи». Стр. 146
Физическое развитие
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка», «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,
Здоровьесберегающие технологии:
Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».
Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».
Дыхательная гимнастика: «Цветы», «Ветерок».
Гимнастика для глаз: «Подснежник», «Солнышко и тучки», «Дождик».
Познавательное развитие
Л. Б. Баряева - «Математическая мозайка»
Задание «Найди птичек» стр. 5
Л. Б. Баряева – «Я говорю. Ребенок и явления природы. Пиктограммы»
1. Пиктограмма – «Распускаются листья» стр. 12
2. Пиктограмма – «Покажи, что я назову» стр. 13
3. Пиктограмма – «Где весна?» стр. 18
4. Пиктограмма – «Покажи только, что бывает весной» стр. 23
И. Ш. Новикова - «Четыре времени года» (Методические рекомендации по ознакомлению детей с ЗПР с сезонными явлениями)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Какие заботы весна принесла» стр. 32
О. А. Воронкевич - «Добро пожаловать в экологию»
1. Д. и. «Кто где живет»
2. Д. и. «Чей клюв, чьи лапы, чьи хвосты»?
3. Экологическая сказка «Ручеек
Е. А. Стребелева - «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» Задание «Покажи весну».
Художественно-эстетическое развитие
М. Ю. Рау - «Обучение изобразительному искусству детей с ЗПР»
Лепка: 1 - «Ветка березы с распустившимися зелеными листочками и сережками» стр. 112
2 – Композиция с описанием «Весенний пейзаж» стр. 112
Аппликация: 1 – «Синее небо весной» стр. 114
2 – «Сосульки свисают с крыши дома» стр. 114
Рисование: 1 – «Скворец, скворечник на ветке дерева» стр. 116
2 – Натюрморд «Цветы подснежники в вазе» стр. 116
Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд» стр. 75 «Лодочка»
Музыкальное развитие детей с ЗПР.
Пение : «Солнышко, не прячься», «Весенняя полька», «Скворушка», «Песенка птиц весной»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы.
А. Майков «Весна»; Н. Сладков «Сорока и заяц»; В. Берестов «О чем поют воробушки»; А. Алексин «Ледоход»; А. Барто «Я знаю что нужно придумать»; Н. Сладков «Барсук и медведь»; Г. Ладонщиков «Помощники весны»; Артюхова Н. «Ручеек»; Тютчев Ф. «Весенние воды»; И. Токманова «Весна»; Плещеев А. «Уж тает снег».
К. Е. Бухарина – «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматического представления и связной речи у детей с ЗПР».
Д. и. «Собери картинку» стр. 122
Д. и. «Сравни» стр. 122
Д. и. «Что изменилось» стр. 123
Д. и. «Какая? Какие?» стр. 123
Д. и. «Букет для мамы» стр. 124
Беседа о весне. Стр. 122
Работа с родителями
Консультации для родителей:
1. «Весенние познавательные прогулки-наблюдения с детьми дошкольного возраста».
2. «Осторожно – Весна!».
Конкурс: Совместная работа с родителями «Крылатая весна».