татьяна бурлюк
Проект «Как мы Петушка лечили»
Как мы Петушка лечили
Актуальность. Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Проблема в недостатке методических разработок по музыкально-валеологическому воспитанию дошкольников.
Публикация «Проект „Как мы Петушка лечили“» размещена в разделах
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях по музыкальному воспитанию М. Картушиной, Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Т. Тютюнниковой, К. Орфа; а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике - Г. Урунтаевой, А. Бурениной, С. Рубинштейн.
Инновационная направленность. Музыкальные занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает валеологические задачи и задачи укрепления и сохранения здоровья детей.
Сущность опыта. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Целью музыкальных занятий со здоровьесберегающими технологиями является организация эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни дошкольников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка - целитель здоровья».
Владимир Бехтерев
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из главных направлений деятельности всего общества. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7-10 % - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является особенно актуальной.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается, что одной из основных позиций обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические и психические функции, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Поэтому воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения принесут детям огромную радость и пользу для здоровья.
Идея проекта. Использование наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий (валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, коммуникативные игры) в игровой форме в системе музыкально-оздоровительной работы.
Цель проекта. Организация на музыкальных занятиях эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни дошкольников.
задачи проекта.
Образовательные задачи:
• развивать музыкальные способности детей, максимально реализуя здоровьесберегающие возможности педагогических средств воздействия на них;
• создавать условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности;
• совершенствовать речевые навыки у детей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные задачи:
• формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы;
• воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.
Оздоровительные задачи:
• приучать дошкольников сознательно относиться к укреплению собственного здоровья;
• знакомить их с доступными способами его укрепления;
• формировать у воспитанников валеологические знания;
• активно привлекать к участию в воспитании здорового ребенка родителей воспитанников.
• Длительность проекта. Данный проект рассчитан на две недели.
• Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста; педагоги
Этапы реализации проекта.
I этап – организационный
Цели:
• изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;
• выдвижение гипотезы, определение целей и задач;
• накопление и обоснование собственного опыта;
• организация музыкально-обогащенной развивающей среды группы;
• выявление уровня представлений родителей о влиянии используемых на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий на здоровье дошкольников.
Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор здоровьесберегающих технологий, соответствующих возможностям их применения на музыкальных занятиях; анкетирование родителей (приложение 1).
Содержание работы:
Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет-ресурсов.
II этап – диагностический
Цели:
• исследование начального уровня развития музыкально-творческих способностей дошкольников;
• диагностика физической подготовленности дошкольников
• выявление уровня заболеваемости в дошкольном учреждении.
Форма работы: мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР, инструктора по физическому воспитанию, старшей медицинской сестры ДОУ.
Содержание работы:
Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.
III этап – практический
Цель:
• разработка методической основы для реализации проекта.
Формы работы: музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий; музыкально-валеологические занятия; самообразование.
Содержание работы: разработка перспективного планирования с детьми, родителями и педагогами (приложение 2); внедрение в работу здоровьесберегающих технологий; практическая работа с детьми; составление картотеки пальчиковых, речевых игр; сборников практических материалов по здоровьесбережению; мастер-классы; семинары-практикумы; консультации.
IV этап – обобщающий
Цель:
• выявление результатов практической деятельности.
Формы работы: итоговый мониторинг детей: уровня развития музыкальных способностей и речи; физической подготовленности; заболеваемости в ДОУ.
Содержание работы: анализ и обобщение итоговых результатов; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.
В основу программы заложены следующие принципы.
Принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
Принцип активности - участие педагога группы в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья будущего школьника.
Принцип результативности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принцип гуманизации - ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе исполнительской музыкальной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики особенностей общих и специальных исполнительских умений детей и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе развивающей работы.
Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе исполнительской деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации исполнительской деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно и постоянно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.
Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.
Ожидаемые результаты
Дети:
• положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей;
• повышение уровня общего эмоционального благополучия ребёнка;
• улучшение результатов диагностики развития речи;
• снижение уровня заболеваемости;
• осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Педагоги:
• активность во взаимодействии с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
• повышение уровня педагогической компетентности в области здоровьесбережения.
Укрепление и сохранение здоровья детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
• Музыкальные занятия – основная организационная форма музыкальной деятельности, в ходе которой осуществляется системное, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
• Занятия подразделяются на виды: фронтальные, групповые, индивидуальные, объединенные в зависимости от состава детей. И в зависимости от содержания занятий – тематические и комплексные.
В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, К. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Итак, использование на каждом музыкальном занятии выше перечисленных здоровьесберегающих технологий позволяет:
• повышать показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;
• повышать показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшать музыкальную память, внимание;
• укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению;
• осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей;
• повышать защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма;
• нормализовать вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата, эндокринных желез;
• развивать речь, двигательные качества;
• соединять пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях добавит новую струю в традиционные занятия, а также внесет в них элемент игры, забавности и удовольствия.
Необходимо, также отметить доступность использования здоровьесберегающих упражнений, гимнастик и заданий для детей различных уровней подготовки, с некоторыми видами заболеваний.