Татьяна Пьянкова
Проект как метод формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект как метод формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников
«Ребенок не должен набиваться как гусь знаниями,
а должен развивать инициативу, творчество, участие»
Дж. Дьюи
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в воспитательно – образовательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать задачи. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование коммуникативной компетенции детей. Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания. Таким образом, актуальность формирования коммуникативной компетенции определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека.
Публикация «Проект как метод формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Задача взрослых не в том, чтобы заставить детей выполнить то, что они считают важным, нужным для блага детей, а в том, чтобы помочь детям сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми и сверстниками действий. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы и свои собственные.
Как же происходит освоение дошкольником проектной деятельности, а вместе с тем и формирование коммуникативной компетентности? До пяти лет ребенок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. Перестраиваются взаимоотношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.
Для формирования коммуникативной компетентности необходим ряд составляющих, реализующихся в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей:
• Наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками, выраженной в живом интересе дошкольников друг к другу, восприятии и оценке сверстника не только как друга, но и как партнера по совместной деятельности, в наличии желания сотрудничать с ним;
• Знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
• Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником и взрослым в момент принятия цели, при планировании, регуляции и достижении самого результата деятельности в процессе реализации проекта;
• Способность ребенка выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности, т. е. самостоятельно адекватно определять какую именно часть работы он готов осуществлять при реализации проекта.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. От сформированности коммуникативной компетенции и уровня проектного мировоззрения и мышления детей зависит креативность личности, ее активность и неординарность.