Папки-передвижки

Проект как форма профессиональной деятельности педагога ДОО

Ковалева Наталья Петровна
Проект как форма профессиональной деятельности педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.

Публикация «Проект как форма профессиональной деятельности педагога ДОО» размещена в разделах

Задачи, решаемые при реализации проектов

развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка;

равномерное распределение различных видов деятельности, мыслительной и двигательной активности;

формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора,

развитие познавательной сферы;

обучение сотрудничеству - учить добиваться единой цели, работая в группе;

«самостоятельное образование», позволяющие каждому ребенку понимать

изучаемую проблему и находить пути её решения;

определение индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Что такое проект для ребенка?

Раскрытие творческого потенциала;

Умение работать в группе;

Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;

Умение презентовать свою работу.

Виды проектов :

По деятельности :

исследовательские;

информационные;

творческие;

игровые;

практические;

ознакомительно-ориентировочные.

По составу участников:

индивидуальные;

групповые (дети, родители, педагоги);

коллективные (коллектив ДОО).

По времени:

кратковременные;

среднесрочные;

долговременные.

По содержанию

Смешенные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами (от соединения «моно» (один,

одна образовательная область).

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только

старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки

учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными

линиями развития.

Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-

творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют

результаты в виде газет, драматизации,

детского дизайна Старшая

группа

Ролево-игровой Используются элементы творческих игр,

когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй

младшей

группы

Информационно-практико-

ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней

группы

Творческий Оформление результата работы в виде

детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй

младшей

группы

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанникам какой-то проблемы. Определение проблемы, актуальной интересной для всех предлагаемых участников проекта, разрешение которой посильно воспитанникам, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОО и уровню подготовки воспитателей.

Этапы развития проекта («жизненный цикл» проекта)

№ Этапы Содержание

1 Выбор темы проекта.

Целеполагание.

Определение темы проекта исходя из интересов и потребностей детей, запросов родителей.

Воспитатель выступает в роли инициатора -

вовлекает детей в обсуждение проблемы, помогает выбрать наиболее актуальные и посильные для них задачи на определённый отрезок времени.

2 Разработка проекта.

Планирование.

Обсуждение плана деятельности по достижению

цели (решению проблемы) с детьми

- «Модель

трёх вопросов» :

- что знаем?

- что хотим узнать?

- как узнать? (к кому обратится за помощью -

взрослому, педагогу; в каких источниках можно

найти информацию; какие предметы,

принадлежности, оборудование будем

использовать; с какими предметами необходимо

научиться работать для достижения цели).

При необходимости план деятельности

обсуждается с семьями и со специалистами

детского сада

Составление плана-схемы реализации проекта :

определение видов деятельности,

направленных на реализацию проекта, по

образовательным областям

планирование результатов проекта (конечный

продукт)

составление перспективного планирования

3 Выполнение

(реализация) проекта.

Практическая часть:

сбор, накопление и систематизация

информации, материала по теме проекта

(разработка конспектов, мультимедийных

презентаций, подбор видеоматериала,

составление картотек с играми, опытами,

подбор материала для чтения и т. д.)

проведение мероприятий, направленных на

достижение цели (проведение занятий, игр,

наблюдений, экспериментов, опытов,

просмотр презентаций, наблюдения и т. д.)

выполнение домашних заданий с родителями

Задача воспитателя: Организация деятельности

детей, оснащение оборудованием и материалами в

соответствии с темой проекта

4 Завершение проекта.

Подведение итогов.

Презентация конечно продукта (открытые

занятия; тематическое развлечение; выступления

детей; составленные тематические альбомы,

лэпбуки, журналы; изготовленные макеты,

игровое оборудование, атрибуты и т. д.)

Составление портфолио проекта (оформление

папки, кейса или др.)

На данном этапе также возможно определение

задач для новых проектов

Деятельность детей и педагога при работе над проектом

Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

Формулирует цель (проблему).

При постановке цели

определяется и продукт проекта

Вводит в игровую (сюжетную)

ситуацию.

Формулирует задачу Вхождение в проблему

Вживание в игровую

ситуацию.

Принятие задачи.

Дополнение

2 этап

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать

деятельность

Организует деятельность. Объединение детей в

рабочие группы.

Распределение задач.

3 этап

Практическая помощь (по необходимости).

Формирование

специфических знаний,

Направляет и контролирует

осуществление проекта. Формирование

специфических знаний,умений навыков

4 этап

Подготовка к презентации

Презентация.

Оформляет портфолио проекта

Продукт деятельности

готовят к презентации.

Представляют (зрителям

или экспертам) продукт

деятельности.

Портфолио проекта

В процессе работы над проектом педагог составляет портфолио проекта,

которое включает:

I Паспорт проекта :

проблема (проблема проекта должна быть социально значимой –

исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом;

полное наименование проекта;

тип проекта;

цель и задачи проекта (этот раздел проекта включает обоснование цели проекта, охватывающей все содержание проекта. Задачи проекта – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения основной цели проекта;

образовательные области (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие;

период (продолжительность) и этапы реализации проекта (здесь педагогу необходимо представить план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием следующей информации : что и когда будет происходить, что в результате будет получено (с указанием количественных и качественных показателей) и на кого направлены результаты этой деятельности;

ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: для детей, для педагогов, для родителей, для детского сада;

участники проекта;

система оценивания (описание, каким образом можно будет оценить достижение поставленных задач и намеченных результатов, как в ходе выполнения проекта, так и по его окончании. Здесь необходимо указать, каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта;

презентация проекта.

II План работы над проектом.

III Описание возможных рисков при реализации проекта и пути их преодоления.

VI.Практический материал (конспекты, картотеки, демонстрационный материал, произведения художественной литературы и т. д.)

Структуру проекта очень легко запомнить.

Проект – это Шесть «П» :

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». «Модель трех вопросов»

Благодаря этой модели воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Можно придумать символы - сбора информации в картинках.

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект как форма профессиональной деятельности педагога ДОО
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект как форма профессиональной деятельности педагога ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Наталья Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД