Елена Бережная
Проект для детей 6–7 лет «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : - практико-ориентированный;
Продолжительность проекта : долгосрочный с октября по апрель
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Направленность проекта : практическая.
ЦЕЛЬ :
1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
2. Подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье.
3. Учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
Задачи:
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Я здоровье берегу, сам себе я помогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Формировать у детей 6-7 лет элементарные представления о человеческом организме;
Формировать понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;
Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма;
Воспитывать привычку и потребность в ЗОЖ;
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Предварительный результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Этапы реализации проекта.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
-Изучение состояния здоровья детей в группе.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
-Выявление представлений детей о здоровье. (мониторинг).
- Познакомить родителей с темой и задачами проекта.
- Анкетирование родителей «Укрепление здоровья в семье».
- Размещение в уголке для родителей информации по теме «Советы родителям по физическому воспитанию дошкольников».
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с темой проекта.
- Подбор аудиозаписей музыкальных произведений для упражнений на релаксацию;
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Темы Ожидаемый результат
«Что я знаю о себе» Дети могут назвать органы и части тела, отличия здорового человека от больного.
«Чистота – залог здоровья» Дети опрятные, регулярно выполняют гигиенические процедуры, имеют навыки правильной чистки зубов; соблюдают режим дня.
«Здоровое питание» Дети соблюдают элементарные правила режима питания, пользуются столовыми приборами; умеют мыть посуду; моют руки перед едой с мылом, моют овощи и фрукты перед едой.
«Я здоровье берегу» Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
«Физкультура!» Дети правильно выполняют физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществляют контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявляют самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ – ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ.
Совместно с детьми и игровым персонажем обозначена проблема: как сохранить свое здоровье?
С детьми неоднократно проводились беседы о здоровье и здоровом образе жизни. Дети искали ответ на вопросы: что такое здоровье?
Что необходимо знать о здоровье? Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым?
РАБОТА С ДЕТЬМИ: В процессе занятий проводится ряд экспериментов :Что может чувствовать кожа? Зачем нужен нос? Зачем людям уши, измерения пульса, слушание сердцебиения, ходьба между кеглями с закрытыми глазами, подсчет дыхательных движений до и после бега,сравнение звучания слов при открытых и закрытых руками ушах, «Угадай на вкус», «Как избавиться от вредных бактерий»,«Живые дрожжи» (полезные микробы, «Неопасное электричество» (безопасность)
Двигательная деятельность, форма организации - подвижные игры: «С кочки на кочку», «Проползи – не задень», «Пройди Мишкой, проползи Мышкой», «Кто дальше бросит (мяч, мешочек)», «Подбрось повыше», «Поймай мяч», «Сбей кеглю», «Поймай комара», «К флагу», «Карусель», «Котята и щенята», «Наседка и цыплята», «Обезьянки», «Целься вернее», «Школа мяча».
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо»,«Если ты поранился»,«Как избежать неприятностей»,«Доктор Айболит», «Кому что нужно», «Назови вид спорта», «Собери картинку», «Угадай вид спорта по показу», «Витаминная семья»,«Разложи на тарелках полезные продукты», «Собери фигуру человека».
Сюжетно- ролевые игры:«Поликлиника»,«Больница»,«Аптека».
Оздоровительно – профилактические мероприятия:
полоскание рта после еды;
массаж спины, рук;
массаж стоп на массажных дорожках;
гимнастика после сна;
гимнастика для глаз;
мытье рук холодной водой;
ходьба босиком до и после сна - закаливание детского организма:
ходьба по коврику «Здоровья» - профилактика плоскостопия.
Выполнение физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики, выполнение дыхательных упражнений.
Дыхательная гимнастика: «Часики», «Трубач», «Паровозик», «На турнике».
Самомассаж «Ушки», «Глазки отдыхают», «Шагом марш», «Насос», «Регулировщик», «Летят мячи», «Вырасти большой», «Лыжник», «Маятник», «Гуси летят»,«Мытье головы», «Веселые носики», «Рыбки», «Расслабленное лицо», «Гибкая шея, свободные плечи», «Сова», «Теплые ручки».
Пальчиковая гимнастика: «Части тела», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Зима», «Зимние забавы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Весна», «Наш дом».
Точечный массаж: «Кисонька», «Массаж пальцев»,
Артикуляционная гимнастика «Киска», «Поймай мышку», «Лошадка», «Слоник пьёт», «Индюки болтают», «Орешки», Буклет, «Часики», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Шарик».
Коммуникативная деятельность :беседы о здоровье и необходимости ведения здорового образа жизни. Беседы на тему:
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;
«Откуда берутся болезни?»;
«Что делать, если человек заболел?»;
Беседа о пользе спорта для здоровья.
Составление рассказа «Зимние забавы».
Ознакомление с окружающим: «В мире опасных предметов», «Путешествие в дивный мир лекарственных растений», «Кто живет в молочной стране?»
Интегрированное занятие «Где прячется здоровье?»
Серия тематических занятий "Здоровый образ жизни" :
Занятие №1. Глаза – главные помощники
Занятие №2. Чтобы уши слышали
Занятие №3. Почему болят зубы
Занятие №4. Уход за руками
Занятие №5. Сон – лучшее лекарство
Занятие №6. Осанка – стройная спина
Занятие №7. Чистота – залог здоровья
Занятие №8. Мой режим дня
Занятие №9. Зачем человеку кожа
Занятие №10. Питание – необходимое условие для жизни человека
-Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Познавательно – речевая деятельность : Просмотр советских мультфильмов: «Айболит», «Мойдодыр» и мультфильмов о спорте «Необыкновенный матч» и их словесный анализ.
Видео «Части тела», «Откуда берется молоко?», «Фиксики о молочных продуктах», «О витаминах»,презентация «Микробы».
Продуктивная деятельность: Аппликация «Опасные предметы», «Мое тело».Рисование «Дети делают зарядку», «Корзина здоровья», «Мой портрет».Лепка «Мой любимый вид спорта». Конструирование «Чашка чая», «Мальчик, девочка».
Чтение художественной литературы: Чтение книги А. Дорохова «Про тебя самого»,Русская народная сказка «Пых», Чтение произведений К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе»,«Мойдодыр»,Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,Г. К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Е. А. Алябьева «Поучительные сказки», А. Барто «Девочка - чумазая»,С. Михалков «Прививка».
Чтение научно-популярной литературы (энциклопедия для детей
«Почемучка»).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Проведение анкетирования «Укрепление здоровья в семье».
-Оформление уголка для родителей (стенд-гармошка) "Режим дня".
-Папка-передвижка "Правильное питание дошкольника","Как повысить иммунитет ребёнка", «Безопасность детей», "Здоровый образ жизни семьи".
Консультация для родителей :"Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье?". «Формирование навыков и привычек культурного поведения".
-Изготовление книжки-малышки «Мой любимый вид спорта»; «Быть здоровыми хотим».
-Создание копилки здоровья.
-Конкурс «Лучшая дорожка для закаливания».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ) ЭТАП.
-Фотовыставка «Путь в страну здоровья»
-КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
-Мониторинг
-Презентация проекта.
Анализ работы над проектом :
Мной была выбрана тема проекта «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу»,потому что проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, мною были определены цель и задачи проекта.
В целях формирования форм здорового образа жизни у детей -проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» включил в себя: оздоровительно – профилактические мероприятия; опытно-исследовательскую деятельность; чтение художественной литературы; беседы, тематические занятия; сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание; рисование,лепка,конструирование, физическая культура; подвижные игры ;просмотр развивающих видео и презентаций, мультфильмов. Проведен КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!».
В рамках реализации проекта :
-Дети узнали, что такое здоровый образ жизни и для чего он нужен;
- Расширили свои знания о здоровом питании;
- Дети могут назвать органы и части тела, отличия здорового человека от больного.
- Дети опрятные, регулярно выполняют гигиенические процедуры, имеют навыки правильной чистки зубов; соблюдают режим дня.
- Дети соблюдают элементарные правила режима питания, пользуются столовыми приборами; умеют мыть посуду; моют руки перед едой с мылом, моют овощи и фрукты перед едой.
- Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.
- Дети правильно выполняют физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществляют контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявляют самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни.
- Научились самостоятельно и совместно со взрослыми собирать и анализировать информацию, делать выводы;
-Приобрели умения и навыки исследовательской деятельности;
-Пришли к выводу, что правильное питание и ведение здорового образа жизни приносит пользу нашему организму.
-В ходе проекта у детей проявлялась любознательность, активность, интерес к физическим упражнениям, совершенствовались двигательные умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках.
Провела диагностику и сделала сравнительный анализ на начало и конец проекта.
Ознакомила родителей с целью и задачами проекта. Привлекла родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», выставка наглядного и дидактического материала по данной теме).
Проведено анкетирование родителей «Укрепление здоровья в семье». Анкетирование проводилось с целью:
-выявить состояние физкультурно-оздоровительной работы в семье,
-выявить уровень педагогических и специальных знаний родителей,
-выявить уровень знаний родителей по вопросам закаливания детей, необходимых для организации физического воспитания в семье.
Оформлен уголок для родителей (стенд-гармошка) "Режим дня".
Папка-передвижка "Правильное питание дошкольника","Как повысить иммунитет ребёнка", «Безопасность детей», "Здоровый образ жизни семьи".
Проведена консультация для родителей :"Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье?". «Формирование навыков и привычек культурного поведения".
С помощью родителей изготовили книжки-малышки «Мой любимый вид спорта», «Быть здоровыми хотим»;
Организована фотовыставка «Путь в страну здоровья».
Создана копилка здоровья :
-Тренажеры для развития мелкой моторики
Цель: совершенствовать мелкую моторику рук.
-Рисование крупой
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию детей.
-Игра «Ловишки» Цель: развивать точность броска.
-Игра «Рыбалка»
Цель: развивать точность координации рук
-«Звучащие перчатки»
Цель: для занятий пальчиковой гимнастики
-Игра «Чаепитие»
Цель: для развития воздушной струи
-Массажные коврики
Цель: профилактика плоскостопия.
Сделана презентация проекта «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу».
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. В перспективе планирую продолжить работу по формированию здорового образа жизни.