Ирина Заятникова
Проект «Я люблю свою Россию» в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №56 «Сказка»
Проект познавательно-творческий:
«Я люблю свою Россию»
старшая группа
Автор проекта
Воспитатель: Заятникова И. А.
Нижний Новгород -2022г.
По доминирующе деятельности: познавательно-творческий:
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: среднесрочный (февраль– май)
Публикация «Проект „Я люблю свою Россию“ в старшей группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Заявитель: дети (старшей группы).
Автор проекта : воспитатель Заятникова И. А.
Структура проекта
Проблема:
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций.
Актуальность темы:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В дошкольной педагогике проблемы патриотического воспитания детей выпали из поля зрения значительной части ученых-практиков более чем на 10 лет. С середины 80-х и до конца 90-х г. г. в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме, – это понятие приобрело нарицательное значение. Отраден тот факт, что на современном этапе развития российского общества всё-таки были приняты государственные программы («Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г. г., 2006-2010 г. г., 2011-2015г. г.», в которых предполагается учитывать «опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства» для становления патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан.
В проекте Национальной доктрины образования до 2025 г. подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных организаций. Так при введении ФГОС в содержании психолого-педагогической работы дошкольных организаций, реализующих общеобразовательную программу, была выделена образовательная область «Познавательное развитие», задачи которой направлены на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Патриотизм- сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами.
Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания- проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности
Все вышеперечисленные тенденции как никогда остро подчеркивают актуальность данной проблемы, а именно, формирования патриотических чувств, патриотизма у граждан, начиная уже с дошкольного возраста.
Проблема Цель
Недостаточные знания детей о России, о праздниках, о их значении, о символах России. Недостаточное формирование чувств патриотизма, чувство гордости за свой народ. Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о России, о столице Москва, о государственных символах, о народных символах. Формирование гражданско-патриотических чувств у детей- дошкольников.
Причина Задачи
Не достаточно информации по теме для детей в детском саду и дома. Недостаточно внимания уделено в образовательной программе д/с. Подобрать материал и провести ООД, беседы, продуктивную деятельность по теме;
Создать картотеку игр, стихов, произведений;
Организовать спортивный праздник «День Защитника Отечества», «День космонавтики», квест-игра «9 Мая».
Изготовить макет «Нижегородский кремль», «Русская изба», «Вечный огонь», «Я космонавт».
Стенгазеты: «Наши мамы лучше всех», «Наши папы, бравые солдаты», «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Помним, чтим, гордимся», «Карта России с народными символами»
Лэпбук: «Народные промыслы России», «Моя Россия».
С помощью родителей группы подобрать материал, принять участие в акции «Окно славы», «Парад Победы», «Бессмертный полк», «Вечный огонь».
Организовать выставку совместных с детьми работ.
Подобрать материал и провести консультации для родителей: «Знакомьте детей с героическим прошлым России», «Моя Родина-Россия», «Мы маленькие патриоты», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
При разработке проекта были использована модель «трех вопросов»
Модель «трех вопросов»
Что мы знаем? -мы живем в России,
-наш город и Россия наша родина;
-у нас много разных народов живет, много разных животных и полезных ископаемых.)
Что мы хотим узнать? - страны мира;
- географическое расположение России
- государственную символику что означает (герб, флаг, гимн);
- историческое прошлое России;
- искусство, традиции и обычаи народов, населяющих Россию;
- людей, прославивших Россию;
- права и обязанности юных граждан России;
-народные символы России (береза, матрешка, валенки, самовар, медведь)
Где можем узнать? - художественная литература, песни, стихи, познавательные фильмы;
- рассказы взрослых о стране, Нижегородской области, о знаменитых людях, прославивших Россию;
- видео-экскурсии в заповедные зоны России, другие города страны;
- посещение выставок, музеев
- знакомства с изделиями народных мастеров;
- электронные образовательные ресурсы.
Цель проекта : формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи проекта :
• Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России – Москвой;
• Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;
• Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями;
• Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
• Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
• Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага;
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России;
• Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой;
• Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Этапы проекта.
1. Организационный:
• Выявление первоначальных знаний детей по теме (анкетирование) (приложение №1)
• Информация для родителей о предстоящем проекте;
• Подбор и изучение методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов по данной теме;
• Определение целей и задач;
• Разработка перспективного плана для работы с детьми;
• Организация предметно-развивающей среды;
• Анкетирование родителей (приложение №2).
2. Практический
Планирование деятельности:
1. Педагог
1. проведение ООД, беседы;
2. просмотр презентации;
3. привлечение родителей к участию в проекте;
4. организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр;
5. стенгазеты:
6. рассматривание альбомов;
7. разработка проекта для старшей группы;
8. подбор детской литературы;
9. подбор музыкальных произведений;
10. выполнение работ по изо-деятельности;
11. ознакомление с консультациями, памятками, рекомендациями;
12. папка передвижка;
13. лэпбук.
2. Дети
1. разучивание игр;
2. разучивание стихов;
3. участие в продуктивной деятельности;
4. поиск новых знаний об изучаемом;
5. участие в утренниках.
3. Родители
1. подбор информации;
2. участие в акции «Окно славы», «Парад Победы», «Бессмертный полк», «Вечный огонь»;
3. разучивание с детьми стихов;
4. субботник «Памяти павших»- покраска участка, разбивка клумб, высадка цветов;
5. принять участие к подготовке проекта.
3. Заключительный:
• Соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
• Участие в акции «Окно славы», «Парад Победы», «Бессмертный полк», «Вечный огонь».
• Участие детей и педагогов в конкурсах.
4. Паутинка проекта :
Познание «Наша Родина-Россия», «День народного единства».
- Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России», «Морской бой», «Найди лишнюю картинку», «Что изменилось?», «Назови пословицу».
-Просмотр мультфильма «Россия».
«Дорогая моя столица!».
- Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок, В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
- Приобщение к художественному слову: чтение И. Токмакова «Чудо Георгия о змее».
Социализация Сюжетно-ролевая игра: «Парад», «Пограничники», «Семья», «Детский сад».
Игра-ситуация «Армейский порядок».
Коммуникация Словесная игра «Закончи предложение о Родине»
Беседа: «Георгиевская лента- символ Дня Победы», «Мальчики-будущие защитники Отечества», «Государственные символы России», «Герои в нашей семье».
Разгадывание загадок о России.
Словесная игра «Узнай по описанию»
Словесная игра «Назови слово со звуком»
Словесная игра «Составь предложение»
Составление рассказов о знаменитых людях нашей страны.
Составление рассказов из личного опыта по теме «Что бы я рассказал гостям о своей стране».
Чтение художественной литературы Чтение былин о русских богатырях.
Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» И. В. Карнаухова «Русские богатыри»
А. Митяев «Родина», «Наше орудие», «Мешок овсянки»
И. Токмакова «Красная площадь» Разучивание стихотворений:
- Г. Самойлова «Мой город»,
- Т. Коти «»Родина»,
- В. Сикорский «Люди России», «Что мы Родиной зовем?».
Разучивание пословиц и поговорок о Родине.
С. Баруздин «Страна, где мы живем».
О. Перова Рассказ «Моя Москва»
Художественное творчество Декоративное рисование элементов хохломской, городецкой росписи, гжели.
Коллективная работа: стенгазета «Помним, чтим, гордимся», «Вечный огонь», «Наши папы, бравые солдаты», «Моя мама лучше всех», «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Карта России и народные символы»
Лепка из соленого теста, пластилина «Петушок, петушок», «Барышня», «Военная техника», «Российский Флаг», «Народные символы», «Русская изба»
Рисование «Народный символ- береза, медведь, самовар», «Мы в театре», «Кремль», «Самолеты», «Цветы», «Праздничный солют»
Аппликация «Буквы», «Матрешка», «Мы парашютисты», «Букет для любимой мамочки», «Пилотки», «Военный корабль», «Самолеты в небе», «Голубь мира»
Раскрашивание русских и национальных народных костюмов.
Физическая культура Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду», «Ловишки», «Гори-гори ясно».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Спортивное упражнение: «Салют»
Эстафета: «Военная крепость».
Музыкальное развитие Слушание гимна России.
Пение русских народных песен «Калинка», «Лебедушка»
Разучивание песни «То березка, то рябина»
Пение «Наш край» (Д. Кабалевский)
Разучивание первого куплета гимна России.
Знакомство с произведениями российских композиторов П. И. Чайковского, М. Глинки, И. Ф. Стравинского (www.school-collection.edu.ru. Раздел «Культурно-историческое наследие. Музыка. Русская классическая музыка») :
- Детский альбом. Зимнее утро - № 22281
- Детский альбом. Русская песня - № 22291
- Детский альбом. Камаринская - № 22293
- Времена года. Февраль. Масленица - № 22305
- Времена года. Апрель. Подснежник - № 22307
- Камаринская. Фантазии на темы двух русских народных песен. - № 21429
- Сюита из балета «Петрушка». Русская - № 22104
Хоровод «Во поле березка стояла»
Игра на ложках «Сени, мои сени»
5. План осуществления проекта (приложение №3)
6. Ожидаемый результат:
Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Дети должны знать:
-домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);
-место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
-место проживания: город, район, область;
-символику России, достопримечательности, памятные места;
-находить на карте свою страну;
-находить на карте свою малую родину.
• Вовлечь детей и родителей в мероприятия развивающего характера, в качестве активных участников, проявляющих инициативу и креативность мысли.
• Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
• Проявление детьми познавательной активности в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала.
7. Продукт проекта
1. Оформление стенгазеты «Помним, чтим, гордимся», «Вечный огонь», «Наши мамы лучше всех», «Наши папы, бравые солдаты», «Если очень захотеть, можно в космос полететь», «Карта России с народными символами».
2. Изготовить макет «Нижегородский кремль», «Русская изба», «Я космонавт».
3. Лэпбук: «Народные промыслы России», «Моя Россия».
4. Презентация
5. Акция «Памяти павших», «Окно славы», «Бессмертный полк», «Вечный огонь».
6. Квест- игра «Мы юные патриоты».
7. Шашечный турнир.
8. Диагностика детей на начало работы проекта и конец работы по проекту (приложение №1)
Мониторинг по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Разработана диагностика на основе методической литературы Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет». По программе «Детство», был составлен ряд вопросов (диагностика) для выявления результатов.
Оценка педагогического процесса связна с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:
1 балл-ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослог не принимает;
2 балла-ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла-ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла-ребенок выполняет самостоятельно и частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов-ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Уровень Начало проекта % Конец проекта %
Высокий 0 9 человек -28%
Средний 9 человек -28% 15 человек -67%
Низкий 16 человек -72% 1 человек -5%
Результаты мониторинга в старшей группе показали, что на начало проекта 72% детей имели низкий уровень, 28 % детей средний и 0% высокий уровень.
К концу проекта диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 28% детей, 67% средний уровень и 5% детей низкий уровень.
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотического воспитания детей показывает:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- в ходе бесед по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- хорошо знают государственные символы России, символы своего города, достопримечательности, народные символы России;
- с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Заключение:
В ходе проекта расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны, узнали о русском быте. Воспитанники с увлечением рассмотрели фотографии разных животных и растений, характерных именно для нашего края.
В ходе реализации проекта закрепили виды, рассмотрели особенности народного декоративно – прикладного творчества. Лепили хохломскую посуду, нарисовали рисунки на тему «Народные промыслы», «Кремль», «Сирень Победы», «Салют Победы». Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа. Разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании патриотического уголка, в акции «Окна Славы». Совместно с родителями расширили предметно – развивающую среду, приняли участие в различных конкурсах. В ходе проекта большое внимание уделялось развитию способностей детей наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о Родине у детей сформировались определенные черты характера, которые помогут им стать патриотами своей страны.
Дети знают:
-домашний адрес;
-место работы родителей;
-место проживания: город, район, область;
-государственные символы России, символы своего города, достопримечательности, народные символы России;
-находят на карте (глобусе) свою страну;
-находят на карте сою малую родину Нижний Новгород.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки – М. : ТЦ Сфера, 2015г.
2. Баринова Е. А. Уроки вежливости и Доброты - Ростов на Дону, 2011г.
3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» -М. : Детство-Пресс-2019г. -352с.
4. БондоренкоТ. М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада Воронеж 2012г.
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие: Конспекты развитий- В. ТЦ Учитель,2004г.
6. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»-М. :ТЦ Сфера- 2018г. 192с.
7. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества- Н. Н. - 2012г.
8. Иваничкина Т. А., Никитина И. А. Развитие личности ребенка –В. ,2012г.
9. Каушкаль О. Н., Карпеева М. В. «Формирование целостной картины мира»-М. : ЦПО-2016г. -192с.
10. Килзева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры С-Петербург 1999г.
11. Комратова Н. Г., ГрибоваЛ. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет -М. 2007г. –М. : Просвещение 1991г. -176с.
12. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
13. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Дорогою добра: Занятия для детей по социально-коммуникативному развитию М. ТЦ-Сфера 2015г.
14. Конкевич С. В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне – С. П. Детство-Пресс, 2018г.
15. Корепова К. Е. Нижегородский детский фольклор Н. Н. ,1993г.
16. Курочкин Н. А. Знакомим детей с живописью СП Детство- Пресс. 2018г.
17. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» -В. :Учитель 2008г. 148с.
18. Сафронова О. А. «Конструирование из бумаги» -Н. Н. :1994г. 118с.
19. Семенака С. А. «Уроки добра»-М. :Аркти 2002г. 79с.
20. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»- М. ТЦ Сфера 2012г.
21. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет»-М. :ТЦ Сфера 2014г. 272с.
22. Уланова Л. А., Иордан С. О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»-С. П. : Детство-Пресс 1999г. 154с.
23. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольником: занятие, планирование, рекомендации – В: Учитель, 2007г.
24. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду - М. Владос 2001г.
25. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия : методическое пособие – М. ТЦ Сфера 2011г. 96с.
26. Шорыгина Т. А. Беседы о характере и чувствах – М. ТЦ Сфера2010г.
27. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении – М. ТЦ Сфера 2017г.
28. Шорыгина Т. А. Добрые сказки: беседы о добре и добродетели М. ТЦ Сфера 2014г.
29. Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»-М. :ТЦ Сфера 2015г. 80с.
30. Шорыгина Т. А. «День Победы»-М. :ТЦ Сфера 2010г. 80с.
31. Шорыгина Т. А. «О детях-героях ВОВ»-М. :ТЦ Сфера 2016г. 80с.
32. Интернет ресурсы.