Ангелия Баклаг
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчиво-сти – это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» В. А. Сухомлинский
I этап - организовать пространство, составить план проведения.
Вид проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети группы с задержкой психического развития (разновозрастная, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Реализация проекта: ноябрь 2014г. – март 2015 г.
Актуальность
[/h4]
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка-дошкольника начинается с воспитания любви и уважения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, сестрам, братьям, бабушкам, дедушкам, с восхищения тем, что видит в семье малыш, что вызывает в его душе отклик. Атмосфера любви, доброты, заботливости, взаимоуважения, присущая семьям, способствует формированию у детей морального сознания, нравственных привычек и чувств, нравственного поведения.
Первый этап морального поведения закладывается в семье с воспитания гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое и уважительное отношение к близким родственникам). Умение слушать и понимать советы, указания и поручения взрослых, выполнять свои обязанности по дому, охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, эмоционально отзываться на радость и горе людей – это предпосылки нравственного развития детей. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей: семейных обычаев, традиций, коллекций, интересных историй, знаний своих исторических корней – генеалогического древа.
Проблема:
Дети в группе часто рассказывают о своих родителях, родственниках. Но не всегда называют их по имени, отчеству, часто «тетя Оля», «дядя Вова», «баба Настя», не могли сказать, где и кем работают, давали ответы «на работе». Мало кто знал о праздниках, традициях своих семей. А о совместных культпоходах, прогулках, экскурсиях совсем ничего не могли сказать. Родители объясняли это тем, что работают, им некогда – заняты.
1. Недостаток знаний у детей о своих семьях.
2. Не налажено качественное взаимодействие педагогов с родителями
3. Отсутствует передача детям культурных семейных ценностей, нет привлечения к добрым делам – сбору коллекций, фотографий – создания семейного архива.
Цель проекта:
1. Сформировать у детей понимание важности и нужности семьи в их жизни.
2. Дать знания о семейных ценностях.
3. Привлечь родителей к воспитанию у детей любви к семье, пониманию ее значимости в жизни каждого человека, к расширению знаний семейных и культурных ценностей.
Гипотеза:
1. Знания и умения детей по проекту «Я и моя семья» могут быть сформированы при доверительном взаимодействии родителей и педагогов детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий: анкетирования, консультаций, занятий, собраний, праздников, фотовыставок, выставок детского рисунка, игротек, практической помощи детям в создании гербов семьи, генеалогического древа, выпуска альбома с семейными фотографиями, сборе семейных коллекций.
2. Будет способствовать познавательной активности детей и взрослых, разви-тию любознательности и интереса к поисковой деятельности.
II Этап - разработать и реализовать проект
Задачи для воспитателя:
1. Анкетирование детей и родителей по теме «Моя семья».
Анкетирование и опрос родителей с целью получения информации о структуре семей, психологическом климате, участии членов семьи в воспитании детей, связи с окружающим социумом, о трудностях и успехах, узнать пожелания и предложения.
2. Уточнить знания детей о своих семьях: знание имени, отчества, фамилии родственников, где работают, домашние обязанности.
3. Дать детям, родителям понимание важности и нужности выполнения проекта «Я и моя семья».
4. Разработать с родителями план мероприятий для работы по проекту.
5. Создать развивающую среду: подобрать художественную литературу по данной теме, атрибуты для художественной деятельности, материал для продуктивной работы, составить игротеку.
Задачи проекта для детей.
1. Расширить знания детей о своих семьях: родителях, старшем и младшем поколениях (имена, отчества, где и кем работают, обязанности по дому).
2. Сформировать понятия: «род», «предки», «герб», «коллекция», «родословное древо».
3. Формировать навыки сотрудничества детей со взрослыми в условиях семьи и детского сада в сборе коллекций, составлении генеалогического древа, создании герба и альбома по теме «Семья», выпуске семейных газет.
4. Воспитывать уважение к членам семьи, уметь помогать и заботиться о людях старшего и младшего возраста, радовать их своими делами и поступками.
5. Активизировать словарь детей по данной теме: близкие люди, родичи, внук, внучка, родственники, герб, коллекция, генеалогическое древо.
6. Развивать внимание, память, мыслительные операции у детей (обобщения, исключения, установление простейших причинно-следственных связей, от-гадывание загадок).
Задачи проекта для родителей:
1. Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей в вопросах семейного воспитания
3. Привлечь родителей к активному участию в творческой группе «педагоги-дети-родители».
Задачи проекта для педагогов
1. Создать информационную базу.
2. Вовлечь педагогов в образовательную деятельность по теме проекта
Ожидаемые результаты проекта.
1. Дети расширили знания о своих семьях, культурных и семейных ценностях.
2. Сформированы добрые отношения с родителями, старшими и младшими родственниками, желание помогать им, радовать их, участвовать в совместных проектах.
2. Сформировано умение участвовать в сюжетно-ролевых, творческих, дидактических играх, используя полученные знания о семье.
Формы работы
Творческие рассказы детей: «Моя семья», «Моя мама», «Папа сильный, папа смелый», «профессии моих родителей», «Как я помогаю дома», «Здравствуйте, это я», «Мои бабушка и дедушка».
Беседы: «Как мы помогаем бабушке, маме?»
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Мамин день», Я. Аким «Бабушка болеет».
Сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Айога», «Просто старушка».
Занятия: «Семья – это 7 я», «Твое имя».
Открытое занятие «Я и моя семья».
Рисование на темы: «Мой дом», «Моя семья», «Герб нашей семьи», «Мои братья и сестры».
Выпуск фотостендов: «Уроки здоровья», «Папа в армии служил», «Маму поздравляем».
Продуктивная деятельность – подарки мамам и папам, цветок для бабушки, продукты для семьи, прически для девочек.
Пальчиковые гимнастики: «Моя семь Я», «Дружная семья»
Игровая деятельность
Игры-драматизации: «Репка», «Красная шапочка», «Снегурочка».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения дочки», «Праздник в семье», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
Дидактические игры: «Подбери слово-признак», - какая, какой, «Скажи наоборот», «Старший-младший», «Чей, чья, чье?», «Под-бери синоним» (мама-мамочка», «Кто для кого?», «Кем быть?».
Строительные игры: «Мой дом», «Строим мебель», «Замок для моей мамы».
Творческие игры: «Как я помог бабушке», «Я – мама».
Совместная деятельность
Создание «уголков уединения» с играми, семейными фотографиями, детскими книгами.
Фотоальбомы: «Мы играем», «Занимаемся».
Акция-конкурс «Сделаем наш участок красивым»
Наклеивание портретов родственников на древе.
Рисунки детей «Эмблема моей семьи».
Сбор семейных коллекций.
Работа с родителями
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошколь-ника».
Консультации: «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду», «Игры с родителями», «Профилактика ОРВИ».
Создание уголка для родителей: стенд о правах и обязанностях родителей, информация о достижениях (дипломы, награды, памятки и агитки.
Конкурс семейных газет: «Наш маленький мир», «Мы играем в семье» -
Подбор пословиц и поговорок о семье, доме.
Проведение акций: «Читаем детям перед сном», «Любимая сказка моего ребенка».
Изготовление эмблемы семейных гербов.
Составление генеалогического древа.
Выпуск альбомов: «Уроки здоровья», «Наши семьи».
Досуг «Семейные коллекции».
Организация игротеки.
Пополнение картотеки «Это интересно знать».
Знакомство с профессиями родителей.
III этап – определить эффективность работы, подвести итоги.
1. Проанализировать полученные результаты анкетирования детей и родителей до и после реализации проекта.
2. Систематизировать материал о работе над проектом.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
1. Перспективный план проекта «Я и моя семья».
2. Фотоальбомы: «Уроки здоровья», «Мы играем», «Занимаемся», «Семья».
3. Семейные фотогазеты.
4. Выставка рисунков – «Наша дружная семья», «Герб нашей семьи».
5. Семейные коллекции: монет, значков, календариков, украшений, киндер-игрушек.
6. Генеалогическое древо семей.
Главный результат работы по проекту:
1. Расширился объем знаний детей о членах своих семей.
2. Сформированы духовно-нравственные отношения между членами семей и чувство сопричастности к своим семьям, к родному дому.
Дети научились проявлять внимание и уважение к родным и близким людям