Ксения Горшкова
Проект «Я хочу в школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Я хочу в школу!»
подготовительной гр. № 14 «Зайчата»,
время проведения 2012-2013год.
Участники- дети, родители,
воспитатель:Горшкова К. В.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Я хочу в школу!“» размещена в разделах
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
Цель проекта :
подготовить детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.
Задачи проекта :
Формирование у детей правильного представления о школе;
Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Повышение грамотности и компетенции родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Субъекты проекта :
Воспитатели;
Дети старшего дошкольного возраста;
Родители.
Срок реализации проекта :
Учебный 2012 – 2013 гг.
Ожидаемый результат:
Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Организация проекта :
1 этап. Постановка проблемы.
Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели диагностическое обследование (диагностика психолога) и проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя, ярко прослеживающиеся во всех рисунках: мотивация, тревожность и страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь несколько детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п.
Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после диагностического собеседования с психологом и разговора с родителями о выборе школы.
В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что мы знаем о школе, что мы хотим узнать о школе, как мы это можем узнать?
По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:
Что такое школа?
Какие бывают школы?
Чему учат в школе?
Какими школы были раньше?
Как и где учились наши родители?
Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы : «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе.
В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т. п.
Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать?» Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.
Гипотеза:
Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
2 этап. Организация реализации проекта.
Направление работы с детьми
• Экскурсия в школу №75 : посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр фильмов-презентаций.
• Встреча и беседа с учениками 1-ых классов «Лучшие помощники в учёбе!».
• Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка»…
• Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»).
• Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения (д/и «Третий лишний», «Чего не стало», д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», д/и «Собери портфель» и т. п.).
• Цикл занятий по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка, «Маленькое дело лучше большого безделья»…
• Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать!», «Крепкое тело – здоровый дух!», «Уроки доброты» и т. д.
• Цикл занятий в детской библиотеке.
• Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
• Цикл интегрированных занятий (с участием родителей, проведение игр-викторин.
• Проективное рисование «Я в школе», рисование «Дошкольник – первоклассник»
• Рассматривание картин о школьной жизни
• Чтение худ литературы про школу : С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
• Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики
• Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка)
• С/р игра «Школа», «Первоклассник»
• Анкетирование родителей и детей.
• Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками
• Экспрессивный этюд «Учитель встречает учеников» (дети в качестве учителя).
Направление работы с родителями
• Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.
• Просмотр с родителями презентации «Хочу в школу!» (в качестве консультации).
• Дни открытых дверей в школе.
• День самоуправления в детском саду.
• Консультации специалистов.
• Наглядная информация.
• Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
• Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми)
• Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».
• Семинар-практикум «В семье первоклассник», «Игры для подготовки детей к школе»
• Организация фото-выставки «Наши мамы и папы – школьники»,
• Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу?»
• Тренинговые занятия с психологом: («Знакомство», «Мотивационная готовность», «Формирование самооценки», «Первый раз в первый класс»).
• Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»
• Родительское собрание «Пора в школу» (подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»).
3 этап. Презентация проекта :
Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай», праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал, фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники», альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе», выставка книг о школе в Центре чтения.
Продуктивная деятельность с детьми:
Выставки детских работ, театрализованные мероприятия, фото-выставка
«Как мы готовимся к школе!», творческое рисование «Я в школе!», создание альбома загадок на тему «Школьные принадлежности».
Основные методы исследования:
теоретический анализ научной литературы,
наблюдение,
беседы,
тестирование:
«Тест тревожности» методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
«Хочет ли ребёнок идти в школу?» тест Л. Г. Нагаева,
анкетирование родителей.
Результат:
Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
Накопление большого багажа знаний о школе (у детей и их родителей);
Снижение тревожности и у детей и у родителей;
Изменение мотивации детей к школьному обучению;
Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе
Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы будущие школьники!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту.
Праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал – прощание с детьми.
Использованные материалы:
https://vospitatel.com.ua/zaniatia/valeologiya/vot-ya-kakoi.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-po-podgotovke-detei-k-shkole-«tropinka-k-shkole»
Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г.
Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.
Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе». Москва, АСТ; 2007 г.
Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду». Ярославль, Академия развития; 2006 г.