Светлана Кижваткина
Проект «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
У людей свои города
Я в Саранск влюблён навсегда!
Мой Саранск - он в сердце моём,
Главный город – я им покорён!
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Публикация «Проект „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Тип проекта : открытый, групповой, исследовательский.
Осуществляется внутри группы в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта : дети старшей группы № 10, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеями г. Саранска, библиотекой.
Длительность проекта : октябрь 2023- май 2024
Цель проекта : Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Основные задачи:
Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому, настоящему и будущему.
Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Саранска на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
Знакомство детей с культурным наследием Саранска.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Использованная литература:
Витохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. 2015
Миловский А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. 2007
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. 2001
Махенева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – МГУ Сфера, 2009
Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека" 2008
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать? Каким мы представляем его в будущем?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Перспективный план работы по проекту «Город, в котором я живу»
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.
Просмотр презентации «Достопримечательности, памятники, театры, музеи, улицы г. Саранска» .
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей города на основе материалов музеев (краеведческий, мордовской культуры, изобразительных искусств).
Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:
«Красота нашего города»
«Саранск спортивный».
«Наш город для детей».
Целевые прогулки:
Библиотека им. Н. А. Некрасова.
Школа №11.
По близлежащим улицам.
В парк.
На ул. Т. Бибина
Экскурсии:
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Экскурсия в школу искусств.
Экскурсия в детскую библиотеку им. Н. А. Некрасова.
Беседы о Саранске – частичке России :
«Славное прошлое г. Саранска».
«Кем работают наши мамы и папы».
«Улицы, по которым я хожу».
«Наша страна – Россия»
«Славный город Саранск»
Занятия:
Познавательное занятие «Наш город».
Знакомство с государственной символикой города
Познавательное занятие «Что мы знаем о великом скульпторе С. Д. Эрьзе»
Музыкальное занятие «М. Антонова – наша знаменитая певица» Познавательное занятие «Олимпийские медали начинаются с детства»
Тематический вечер «Шумбрат, Саранск!»
Дидактические игры:
«Дома бывают разные»
«Собери флаг и герб»
«Кто первый найдёт дорогу к детскому саду»
«Мозаика с видом достопримечательностей города»
«Кто где работает»
«Ассоциации – город»
«Достопримечательности г. Саранска»
«Что где находится» (схемы, карты)
«Где находится памятник?»
«Собери из частей целое»
«Пройдёмся по улицам города»
«Как зовут тебя, деревце?»
Викторины:
«Знатоки родного города»
Чтение художественной литературы:
Л. Филатов, Е. Осовский «Рассказы из истории Мордовии»
В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
А. Прохоров. В гостях у бабушки Видявы.
В. Степанов. Наш дом.
Оформление альбомов:
«Мы живём в Саранске»
«Достопримечательности г. Саранска»
«Наш любимый детский сад»
"Наши выпускники"
Использование компьютерной технологии:
Просмотр видеофильма «Мой любимый город»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Герб Мордовии»
Аппликация «Флаг Мордовии»
Рисование «Наша улица - прошлое и будущее».
Изготовление макета «Саранск вчера, сегодня, завтра»
Рисование «Что мы видели в музее?»
Рисунки «Праздничный город»
«Образ берёзки»
«Что больше всего запомнилось на экскурсии»
«Рисование цветов»
Сюжетно-ролевые игры:
«На стройках города»
"Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
Анкета для родителей «Наш город»
Анкета для детей «Что ты знаешь о своём городе?»
Описание реализации проекта
Педагог подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о Саранске (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.