Гузялия Янмурзина
Проект «История возникновения батика»
▼ Скачать + Заказать документы
История возникновения батика
Муниципальная образовательное учреждение
«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
История возникновения батика
Тип : информационно- познавательный
Автор проекта : Обучающаяся 7 класса
Юрусова Ангелина
Наставник : Янмурзина
Гузялия Хурмановна
2023г.
Содержание
Аннотация наставника
1. Основная часть
1.1 Актуальность выбранной темы, цель, задачи___ 3
1.2 История возникновения батика___ 4-5
1.3 Виды батика___6-7
Публикация «Проект „История возникновения батика“» размещена в разделах
1.4 Композиция и цветовое сочетание___8
1.5Инструменты, материалы___ 9
2. Практическая часть
2.1 Последовательность изготовления картины ___10
3. Экономическая и экологическая оценка___ 11
4. Заключение___12
5. Литература___13
Аннотация наставника
Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных является роспись и украшение ткани. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Искусство росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, и позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества. Батик - это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот - все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.
1. Основная часть
Актуальность:
Я хотела создать вещь для украшения своей комнаты, поэтому я решила создать картину в технике холодного батика. Рукотворное изделие всегда оригинально и неповторимо. Работа в технике батика даст мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способности.
Цель:
. Целью работы является знакомство с историей возникновения батика Выполнение картины в технике свободного батика
Задачи:
1. Изучение истории возникновения батика;
2. Изучение и освоение технологии изготовления батика;
3. Приобретение и подготовка оборудования для изготовления батика;
4. Создание картины;
.
Метод исследования:
Поиск и анализ литературы;
Апробация знаний в практической деятельности;
Математический расчет изделия.
Продукт:
Картина выполненная в технике свободного батика
3
1.2 История развития батика
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы. Батик в древности был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».[1]
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. [1]
4
Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей — ремесленников. Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. [1]
Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гута, смесь каучука и бензина.
Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии
Батик в России
«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика, большинство Россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей. Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии батика, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно. Изначально батик получил свое развитие только в крупных городах нашей страны. При этом мастера не были профессионалами своего дела. О батике практически ничего не знали. Большой художественной ценности российский батик не представлял. Позже художники начали экспериментировать. Творческой фантазии не было предела. И вот на свет появились первые небольшие шедевры в стиле «батик» : оригинальные платки с восточным орнаментом, платья с ассиметричным рисунком. [1]
Затем российское общество решило избавиться от батика как мещанского пережитка. Однако полностью батик в нашей стране не пропал. Художники Н. Ламанова, Е. Е. Лансере, М. В. Либаков, В. А. Щуко и некоторые другие решили выразить в своих работах революционный конструктивизм. Ткани стали расписывать орнаментом с советской символикой. [1]
.
5
1.3 Виды батика
Горячий батик
Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.
Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.
Просушить ткань.
После остывания воска работу снова окрасить в цвет.
Холодный батик
Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон.
Узелковый батик
Отступив немного от центра обвязать несколько кружочков. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.
Техника свободной росписи
Загрунтовать солевым раствором
Начинается рисунок со светлых пятен
Постепенно переходить на темные пятна
Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.
Техника («бандан»)
Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов;— техника «планги»;— был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов».
6
При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая)— более плавные границы перехода
7
1.4 Композиции и цветовое решение.
Композиция декоративного текстильного произведения - это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно - образцового содержания. В значительной степени характер композиции определяется ритмом - одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно - прикладного искусства.
Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным распределением орнамента.
Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции.
В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным и напряженным.
Цвет - важнейшее средство орнаментальной композиции тканей. Он обладает большой силой эмоционального воздействия на человека. При выборе цветовой гаммы, принимается во внимание, желаемое эмоциональное воздействие.
Сочетание цветов играют важную роль в создании гармоничных композиций.
Красный цвет вселяет в человека жизненную энергию, силу и уверенность, несет в себе агрессивное начало.
Желтый цвет создает оптимистичное и бодрящее настроение.
Оранжевый усиливает ощущение теплоты и жизнерадостности,
Зеленый – цвет гармонии и покоя, он оказывает успокаивающие воздействие.
Синий цвет бодрит и освежает, имеет множество оттенков.
Фиолетовый в зависимости от тепло-холодности, может по разному воздействовать
Белый цвет визуально расширяет пространство, создает ощущение легкости.
Черный цвет подавляет психику и приводит в уныние.
8
1.5 Инструменты и приспособления.
Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи
Раздвижные рамы и подрамники
Стеклянная трубочка - инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.
Фен для ускорения процесса высыхания
Шаблон - четкий рисунок
Булавки для шелка
9
2. Практическая часть
2.1 Последовательность изготовления картины
Материалы и инструменты:
Краски или гуашь, ткань, кисти широкие и узкие,
подрамник или пяльцы, мягкий простой карандаш.
Последовательность изготовления
1. Ткань постирать, т. к. рисунок выполняется в технике свободного батика, подержать в солевом растворе
2. Закрепить ткань с помощью кнопок на рамке сначала по углам, а затем посередине
3. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом
4. Приступить к росписи рисунка красками
5. Просушить рисунок,
6. Вставить в рамку
10
3. Экономическая и экологическая оценка
Экономическое
На изготовление картины я потратила:
1. Рамка -80 рублей
2 Краски -0 руб
3. Ткань – 0 руб.
4. Кисти -0 руб.
Краски, кисти, ткань мне выдали,
Стоимость изделия составляет 80рубль. Можно считать, что изделие входит в ряд экономичных. Тем более это ручная работа. Данное изделие очень выгодное и не так затратное.
Экологическая
Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду.
При изготовлении изделия были использованы экологический чистые материалы.
Технология выполнения батика не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.
11
4. Заключение
Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.
Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.
Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.
Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством. Тот, кто хочет им заниматься должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом, живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции.
Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и умения.
12
5. Литература
1. Скребцова Т. О., Дальниченко Л. А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону. : Феникс, 2007.
2. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. - М. : Просвещение, 1994.
3Давыдов С. Батик : техника, приемы. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008