Папки-передвижки

О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста

Татьяна Буянкина
О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература заключает в себе богатейшие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Особенно большое воспитательное значение имеет поэзия. Стихи способствуют формированию образного видения окружающего мира, учат любить меткое, яркое слово, развивают эстетический вкус, воображение, юмор. Страстно и убедительно говорил о необходимости приобщения детей к поэзии К. И. Чуковский. Он утверждал, что дети «пламенно любят стихи», «нее могут без них обойтись», «готовы с наслаждением слушать их», что «стиховым периодом» в жизни ребенка необходимо воспользоваться».

Публикация «О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Обучение выразительному чтению следует начинать со второй младшей группы. Практика показывает, что дети в возрасте 3-4 лет способны запомнить и воспроизвести с желанием и интересом небольшие по объему, близкие их жизненному опыту стихотворения.

Дети второй младшей группы учатся выразительно читать стихотворения поэтов : А. Барто, Е. Благинеиной, И. Токмаковой и др. Несложное и в тоже время интересное содержание стихотворений выражено в простой, доступной форме: короткие строчки, образный язык, близкий к разговорной речи. Все это придает стихотворениям живость, способствует лучшему запоминанию и выразительному воспроизведению.

Обучение детей выразительному чтению - сложный педагогический процесс. Занятия по заучиванию стихотворений включают в себя два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: восприятие поэтического произведения и его воспроизведение. От уровня восприятия зависит качество воспроизведения текста. Дети способны передать только те мысли, которые они поняли, выразить те чувства, которые они пережили. Эти переживаемые ребенком чувства должны найти внешнее выражение в живых, естественных интонациях. Следовательно, чем полнее, глубже и эмоциональнее дети воспримут литературное произведение, тем более осмысленно и выразительно они смогут прочитать его наизусть.

В восприятие стихотворения важную роль играет художественное исполнение текста – выразительное чтение его воспитателем.

В выразительном чтении ярко, образно, живо раскрываются художественные образы, обстановка, в которой совершаются действия, передается смена настроений, переживаний, что способствует возникновению у детей конкретных представлений о прослушанном. Многие исследователи считают, что особенностями методического руководства художественно-речевой деятельностью детей младшего дошкольного возраста являются непосредственность, эмоциональность общения, большая наглядность, игровой характер обучения.

Мышление детей 3-4 лет носит конкретно – образный характер, их жизненный опыт невелик, и они не всегда могут представить себе те предметы, образы, о которых говорится в стихотворении. Поэтому в младшем дошкольном возрасте выразительное чтение необходимо сопровождать показом игрушек, предметов, иллюстраций, картин, созданием игровых ситуаций в соответствии с сюжетом стихотворения. Взаимодействие художественного слова и наглядных образов способствует тому, что дети получают конкретные представления о внешнем виде персонажей стихотворения, у них возникает определенное отношение к тому, что они видели и слышали, создается эмоциональный настрой.

Среди разнообразных видов наглядного материала преимущества имеют реальные предметы (например, игрушки, так как они объемны, их можно брать в руки, действовать с ними. С помощью игрушек, предметов можно создать игровую ситуацию, адекватную или близкую содержанию стихотворения, включить детей в игровые действия в соответствии с сюжетом. Например, кукла Таня играет в мяч, потом неожиданно роняет его в речку – игровая ситуация по стихотворению А. Барто «Мячик». Дети воспроизводят игровые действия: гладят Таню, как бы успокаивая ее. Или на стульчике сидит мишка с перевязанной лапой – игровая ситуация по стихотворению А. Барто «Мишка». Дети обеспокоенно спрашивают: «Что случилось?» - и, узнав, что «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», жалеют, выражают свое сочувствие. Таким образом, созданная игровая ситуация побуждает детей к игровым действиям, а игровые действия делают ребенка участником игры: он выполняет определенные движения, произносит слова текста.

Выбор игровых действий определяется и обуславливается текстом произведения (дети хлопают в ладоши в такт удара мяча, показывая, как он подпрыгивает; став в кружок, вертятся, как снежинки; имитируют езду на коне, приговаривая весело и задорно: «Гоп-гоп!» и т. п.

Однако не все тексты стихотворений, предлагаемые для заучивания, дают возможность использовать игрушки и создавать игровые ситуации. В этом случае рекомендуется показывать картины, близкие по содержанию теме стихотворения. Это также дает возможность создать обстановку, в которой совершаются действия. Перед чтением стихотворения А. Барто «Снег» дети рассматривают картину «Зимой на прогулке». Воспитатель рассказывает, что на картине изображена зима, падает и кружится белый снег, детям весело и радостно, они катаются на санках, играют и веселятся.

В поэтических текстах, особенно в фольклорных произведениях, часто встречаются слова и речевые обороты, непонятные дошкольникам. Это затрудняет понимание текста, а следовательно, и его воспроизведение. Например: «И верхом поеду в гости» (слово «верхом», «по пятам», «обновка» и т. д. Такие слова и выражения рекомендуется раскрывать в наглядных игровых действиях. Например: воспитатель сажает поочередно кукол на игрушечного коня и приговаривает, выделяя голосом слово «верхом»; «Олечка села верхом и поехала в гости»; «Зайчик сел верхом и поехал в гости» и т. п.

Обучение детей воспроизведению литературного текста требует использования специальных приемов, которые способствуют запоминанию произведения и выразительному чтению его наизусть.

Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, следует процесс запоминания и воспроизведения строить одновременно на игровой основе, вовлекая детей в игровые действия, пари которых возникает необходимость целенаправленно произносить слова текста. Например, ребенок дарит красный флажок своему другу и произносит строки стихотворения :

Мой товарищ, мой дружок,

Я дарю тебе флажок

Со звездою не простой –

Со звездою золотой.

(А. Кузнецова. «Мой товарищ, мой дружок…»)

Или дети поочередно подходят к кукле Тане и успокаивают ее, повторяя «Тише Танечка, не плач, не утонет в речке мяч». (А. Барто «Мячик»).

Запоминание всего текста целиком и его самостоятельное воспроизведение представляет значительную трудность для младших дошкольников. Поэтому целесообразно использовать повторение отдельных строк и фрагментов текста в процессе игровых действий. Это способствует лучшему запоминанию и более выразительному воспроизведению.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Неделя здоровья» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет «Неделя здоровья» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» Неделя здоровья в детском саду. С малышами 2. мл и средними группами, мы провели спортивное развлечение «Спешим на помощь» Для начала мы.

Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста Методика заучивания стихотворений Заучивание стихотворений–средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. развитие.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста". Цель: 1. повышение.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: физическое развитие детей. Задачи: - развитие и совершенствование движений;.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги "летней работы". Я познакомила.

Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет, посещающего.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста". Цель: 1. повышение.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила:.

Мнемотехника, как средство обучения заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста "Мнемотехника, как средство обучения заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста". К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь.

Театрализованные игры с детьми младшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры с детьми младшего дошкольного возраста Дети с ранних лет стремятся к творчеству и для расширения игрового опыта наших детей мы используем театрализованную игру. С детьми мы разыгрываем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2018 в 14:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Буянкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД