Лучший педагог года

Проект «Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Любовь Маколкина
Проект «Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:

Публикация «Проект „Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.

- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта Педагогический проект

«Добро пожаловать в страну Экология»

Организация заявитель

Адрес МДОУ «Детский сад №79»

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Пушкина, д. 6

тел. 73-00-20

Разработчик проекта Воспитатель старшей группы

Маколкина Любовь Николаевна

Цель проекта Теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.

Задачи проекта Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.

Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.

Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.

Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;

Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.

Срок реализации 1 год (сентябрь - май)

Ожидаемые результаты В результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.

Трансляция проекта Информация на сайт ДОО

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребёнка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка и его деградации. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольниковчасто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом процесс обучения для детей должен быть интересным, занимательным, развивающим.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА

Роль мнемосхем в развитии речи старших дошкольников.

Теоретическая значимость

Создание опыта работы с дошкольниками по развитию связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.

Практическая значимость

заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.

Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.

Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.

Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;

Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.

ГИПОТЕЗА

Целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемосхем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки

1. Подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

• Составление перспективного плана по реализации проекта.

• Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам эколого-оздоровительного воспитания детей.

• Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

• Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. Сентябрь 2018 г.

2. Основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику

• Методическая литература

• Опорные схемы для составления описательных рассказов. Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей.

• Демонстрационный материал. Беседы по картинам.

• Разработка конспектов занятий

• Проведение совместных мероприятий с родителями.

• Создание презентаций к занятиям Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность

Октябрь 2018 – май 2019г.

3. Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

• Творческий отчет (презентация)

• Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. Май 2019г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• Заведующий ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.

Старший воспитатель – координация проекта

• Воспитатель старшей группы : Маколкина Л. Н.

• Дети старшего дошкольного возраста – участники проекта

• Родители – участие и помощь в реализации проекта

• Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Учебно-методическое:

Схемы –модели

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры

Конспекты занятий и бесед

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического сознания и основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, на основе эколого-оздоровительного интегрированного подхода

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Принцип научности предполагает научную обоснованность и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования

предполагает подкрепление всех занятий общедидактическими принципами: научности, систематичности и последовательности, наглядности, разнообразия материала, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; прочности знаний, умений и навыков.

Научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и работников ДОО.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои в повседневной жизни.

Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка

Принцип доступности позволяет ребенку облегчить запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает творческое познание детей.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы –повышение речевой активности, как главного показателя успешности учебно - познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Результатом наглядного моделирования должна стать доступность детям не только в результате специально организованного обучения, но и в свободной деятельности.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте развивается речь ребёнка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

На уровне педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. Внедрение технологий, современных форм и новых методов моделирования для успешного обучения детей составлению связного речевого высказывания.

Личностный и профессиональный рост. Самореализация. Моральное удовлетворение. Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

Внедрение научно-методических подходов к работы в ДОО и семье.

На уровне родителей воспитанников:

Развитие творческих способностей детей.

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Педагогическая, психологическая помощь.

Повышение уровня комфортности.

На уровне педагогических технологий:

Повышение профессионального уровня педагогов;

- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

На уровне предметно-пространственной среды:

• Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализуя проект «Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»», можно сделать следующие выводы:

Представленная система работы по развитию связной речи более эффективна при использовании метода моделирования.

Одним из условий успешного осуществления проекта является совершенствование развивающей среды и материально-технической базы: подбор дидактических игр, разработка мнемотаблиц, информационных стендов для родителей, оформление и оснащение центров активности в группе.

Дошкольное образовательная организация призвана создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

№ Тема Задачи

Сентябрь

1 «Осенние прогулки».

Формировать умение детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов; развивать навыки короткого описательного рассказа, пересказа текста.

2 «Загадки о грибах».

Развивать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемосхем.

Октябрь

3 Пересказ художественного произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны» Формировать умения связного, последовательного пересказа с использованием мнемотаблиц.

4 «Загадки на грядки» Активизировать в речи детей названия овощей и фруктов, слов-обобщений.

5 Пересказ

К. Ушинского «Лекарство» Продолжать учить последовательности в пересказе с использованием мнемосхем.

6 «Путешествие по улицам города». Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Обогащать словарный запас детей.

Ноябрь

7

Составление описательного рассказа о предметах. Формировать у детей умение составлять рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

8 «Наши игрушки» Учить детей составлять рассказ-описание игрушек «Я хочу вам рассказать о…» с использованием мнемотаблицы.

9 Составление рассказа из опыта «Семья».

Формировать у детей знания о своей семье; рассматривая фотографии своей семьи, называть родственные связи: сын, внук, внучка, дочь, племянник и т. д.

10 Составление описательного рассказа на тему: «Зима» по предложенному плану-схеме Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Воспитывать интерес к образной речи.

Декабрь

11 Составление связного рассказа на тему:

«Мы живем в России» по предложенному плану-схеме На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему

12 Составление описательного рассказа о предметах посуды. Учить детей составлять небольшие рассказы-описания по алгоритму. Активизировать употребление слов противоположного значения, слова-обобщения.

13 Пересказ рассказа

Н. Калининой «Про снежный колобок» с исп. мнемосхемы Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно.

14 «Встречаем модель» Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога.

Январь

15 Составление рассказа по сюжетной картинке

«Игры зимой». Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме.

16 Составление рассказа

по картине

«Птичья столовая». Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме,

17 Пересказ рассказа

«Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Создание синквейна (зима, снег) Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме.

Февраль

18 Пересказ рассказа по картине

«Родину защищать – большая честь». Создание синквейна (солдат) Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа с его последующим пересказом.

19 Составление описательного рассказа «Моя мама»

по собственному рисунку Составлять рассказы-описания из 6 – 7 предложений по предложенному плану-схеме.

20 Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием серии сюжетных картин.

21 Пересказ рассказа Е. Пермяка

«Первая рыбка» Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Уточнить названия рыб, их строения и особенностей.

Март

22 Пересказ сказки «Мужик и медведь» (текст в сокращении) с использованием театра картинок Развивать умение понимать образное содержание и идею сказки.

23 Составление рассказа

по картине «Птицы весной»

по предложенному плану-схеме Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме.

24 Составление рассказов-описаний овощей и фруктов с использованием мнемотаблиц Развивать умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц, выделять существенные признаки и основные части предметов.

25 Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов с использованием опорных предметных картинок.

Апрель

26 Пересказ рассказа «Весна»

по картинно-графическому плану Учить самостоятельному пересказу текста.

27 Пересказ рассказа Н. Калининой

«Как ребята переходили улицу». Создание синквейна (машина, автобус) по выбору Закрепить навык диалогической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы. Употреблять существительные с предлогами (в, на, по). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

28 Пересказ рассказа

Л. Толстого «Косточка» с использованием мнемосхем. Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа.

29 Пересказ рассказа воспитателя

«Защитники Родины»

по предметным картинкам Развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию простыми распространенными предложениями. Закрепить навык пересказа с опорой на предметные картинки.

Май

30 Пересказ сказки В. Берестова «Как найти дорожку» с использованием опорных картинок. Созданиие синквейна (пчела) по тексту сказки Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием опорных картинок. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Развивать умение составлять синквейн.

31 Пересказ рассказа Б. Вовка

«Чьи цветы лучше?»

с опорой на серию картин «Времена года» Продолжать учить детей пересказывать рассказ связно и последовательно, употребляя разные грамматические конструкции. Развивать речевую и познавательную активность

Перспективный план работы с родителями по проекту

Сентябрь Анкетирование на тему: «Развиваем речь детей» Выяснить отношение родителей к проблеме речевого развития детей при подготовке к школе.

Октябрь Консультация: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Ноябрь Выставка методической литературы:

«Развиваем речь детей» Познакомить родителей с многообразием методической литературы по данной проблеме.

Декабрь Рекомендации для родителей

«Домашняя игротека» Познакомить родителей с играми и их использованием в домашних условиях.

Январь Семинар практикум на тему:

«Как научить ребенка быстро запоминать стихотворения» Раскрыть приемы заучивания стихов с использованием

мнемосхем

Февраль Буклет

«Домашний книжный уголок» Предложить рекомендации по организации и подбору книг в домашний книжный уголок

Март Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!»

Расширять сотрудничество семьи детского сада в вопросах речевого развития детей.

Апрель Мастер-класс

«Составление связных рассказов с использованием мнемосхем» Повышать родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей через практические рекомендации.

Май Открытое занятие по развитию речи Способствовать формированию у родителей навыков изготовления поделок из бумаги и бросового материала.

Презентация проекта

«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Познакомить родителей с результатами проекта.

Научно-методическое обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение

• Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические Мордовия от 19.12.2014 № 103-З)

Теоретические концепции

• Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

• Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.

• Теория Л. А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.

Методическое оснащение:

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

2. 4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991

3. 5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у дошкольников. М., 1989г

4. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.

5. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2020 в 19:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Маколкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД