Ольга Бунина
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети 5-6 лет, педагогов, родители воспитанников.
Основные цели проекта :
- Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора
-Приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора
Задачи:
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
-Проанализировать основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
-Определить основные методы, формы пользования малых форм фольклора
-Обогатить словарный запас детей.
-Проследить динамику развития уровня речевого развития в процессе исследовательской работы
Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека.
Детское творчество основано на подражании кого -либо и чего - либо, которое служит важным фактором развития ребенка, в том числе развития речи.
Детский фольклор - это произведения взрослых, который перешел на лад детей. Дети перенимают у взрослых повадки, мимику, то же самое происходит и с речью. Дети стараются все запоминать и пытаться воспроизвести из своих уст. Взрослые не задумывают о том, что они говорят ими же словами. Общаясь со своими детьми взрослые забывают использовать в своей речи поговорки, пословицы, красивые изречения.
К детскому фольклору относятся : колыбельные песни, потешки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки и др. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Для начала нужно создать благоприятную среду, то есть проделать большую работу по созданию в группе развивающей среды. Поэтому в группе был создан уголок речевого развития, который наполнили новыми дидактическими играми: "Что лишнее?" "Чего не бывает?" "Найди ошибку"
Были созданы альбомы с участием детей и родителей: "Мое любимое животное" "Традиционная народная кукла "
Подобраны серии картинок:
- Рaсскажи сказку по кaртинки
-Предметные и сюжетные кaртинки
-Расскажи, что лишне на картинке ты видишь
Пополнили библиотеку новыми литературными произведениями :русские народные сказки, поговорки, пословицы, зaгадки
Собрaли различный материал для развития моторики рук, подобрали гимнастику разного вида : дыхательную, пальчиковую
Рекомендую использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детей старшего дошкольного следует приучать слушать, слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Тем самым будет и увеличивать словарный запас и будет в том числе расти уровень развития речи детей. Нужно стараться, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки-неделимая часть речи.
Для совершенствования дикции в образовательной деятельности по развитию речи следует использовать заучивание скороговорок. Совместно с родителями провели работу по созданию альбома с скороговорками. Также заучили с детьми скороговорки. Каждый ребенок рассказал свою скороговорку.
«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.
Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, активность, вдумчивость, музыкальность, сложность
Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи старших дошкольников средствами малых фольклорных форм, провела диагностику на промежуточном этапе работы, в результате которой можно заметить хорошую динамку в повышении уровня развития речи.
Малый фольклорный текст создает положительные аспекты уровня развития речи детей. Формирует чувство ритма, обогащает и пополняет словарный запас, так же появляется умение изменять голос. (повышать, поднимать, протягивать т. д.)
Хорошо рассказанная сказка- начало хорошего воспитания. Хорошо иметь на полке большую коллекцию книг русской народной жизни.
Сказка способствует развитию эстетических качеств.
Произведения русского народного творчества имеют большой воспитательный аспект. Дети могут использовать потешки во время игр. Наример, " дочки матери"
Загадки можно сказать полезное упражнения для детского ума.
Работа не будет плодородной, если не заинтересовать ребенка. Если ребенок будет в хорошей атмосфере, будет заинтересовать в процессе работы различными играми и т. д, то процесс развития уровня речи старшего дошкольного возраста будет легкий и эффективным и будут достигнуты все цели.