Лидия Потапкина
Проект «Использование инновационных методов и технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. У дошкольников существует множество проблем:
- недостаточный словарный запас;
- бедная диалогическая речь;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Публикация «Проект „Использование инновационных методов и технологий в развитии связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой и др.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами можно использовать следующие технологии : метод наглядного моделирования, приёмы мнемотехники. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей с методами мнемотехники.
Цель: повышение эффективности обучения дошкольников с вязной речи средствами мнемотехники, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.
Участники: воспитатели, учитель-логопед.
Основная идея: оптимизировать и активизировать процесс развития связной речи у детей посредством инновационных методов и технологий.
Гипотеза проекта.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработаны показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, как критерии определения эффективности коррекционной работы.
Активное использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию долговременной памяти.
Задачи исследования:
1. Осуществление теоретического анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у детей старшего возраста;
2. Определение критерий, показателей и уровней развития связной речи старших дошкольников;
3. Разработка перспективно-тематического плана по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
4. Разработка и проведение мастер-классов, игротек для родителей и педагогов по данной проблеме;
6. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Новизна проекта : заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Методы исследования :
1. Методы теоретического исследования: изучение литературы (составление библиографии, конспектирование, аннотирование, цитирование).
2. Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогической документации.
3. Эксперимент - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможностей воздействия исследователя на педагогическое явление. Преобразующий эксперимент (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффективного воздействия на развитие личности).
4. Математические и статистические методы : регистрация, шкалирование.
Сроки исследования: 2018-2019 учебный год
Этапы реализации проекта
I этап–подготовительный поисково-теоретический
(Сентябрь-октябрь)
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3. Изучить методические разработки по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
4. Разработать перспективный план по развитию связной речи детей с использованием мнемотаблиц.
II этап: основной практический
(ноябрь – апрель)
1. Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.
2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.
3. Разработать и провести мастер-классы для родителей и педагогов по данной проблеме.
4. Обогатить предметно-развивающую среду в группе мнемотаблицами.
III этап: итоговый заключительно – обобщающий (май)
1. Анализ коррекционно-педагогической работы за год.
2. Составление аналитического отчета.
3. Оформление результатов проекта за год.
Ожидаемые результаты:
- привлечь внимание к проблеме формирования связной речи у дошкольников;
- сформировать компетентность воспитанников в учебно-познавательной сфере, владении связной речью;
- повысить эффективность обучения дошкольников связной монологической речи за счет использования мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, что будет способствовать их успешному обучению в школе.
План мероприятий
Этапы Вид деятельности
I этап Изучение литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольнико
Определение критерий и уровней развития связной речи детей в начале года
Разработка перспективного плана по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц.
II этап Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.
Консультации для родителей:
«Развитие связной речи детей с помощью схем - подсказок».
Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе занятий с детьми
Мастер - класс
Конспект занятия по развитию связной речи с элементами мнемотехники
Дидактический материал (пиктограммы к текстам в соответствии с перспективным планированием)
Распространение передового опыта.
III этап Сообщение на родительском собрании «Использование метода наглядного моделирования – залог динамики речевого развития каждого ребёнка»