Людмила Белякова
Проект «Использование ИКТ в экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию мой опыт работы над долгосрочным проектом по теме «Использование ИКТ в экспериментальной деятельности дошкольников».
Актуальность проекта. Не секрет, что информационные технологии стали неотъемлемым элементом современного мира, когда компьютеры, телефоны, ноутбуки стали важными атрибутами не только в нашей жизнедеятельности, но и средством обучения детей в ДОУ, получения ими новых знаний о мире.
Публикация «Проект „Использование ИКТ в экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Известно, что для детей дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление, когда информация активно воспринимается воспитанниками путем использования педагогом в ходе образовательной деятельности раздаточного, демонстрационного материала, в том числе и презентаций, показа видеозаписей, прослушивания аудиозаписей.
Использование ИКТ в ДОУ в целях познания окружающего мира способствуют увеличению интереса учащихся к знаниям, стимулируя их познавательную деятельность, что положительно влияет и на готовность ребенка к школьной поре.
Невозможно представить и экспериментальную деятельность дошкольников без использования ИКТ. Решив провести с воспитанниками опыты, я столкнулась с определенной проблемой: во-первых, некоторые эксперименты просто трудно показать наяву (например, что будет, если исчезнет вся вода, во-вторых, порой трудно объяснить ребенку процессы, которые происходят с предметами, показать изменения, происходящие в окружающей действительности (например, процесс круговорота воды в природе, и, наконец, самим детям сложно понять ход эксперимента и его результаты, если они не могут увидеть предмет или явление. Помимо этого, и само экспериментирование должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей.
Думая об этой проблеме, я поняла, что наилучшим выходом в ее решении является использование компьютерной техники с её мультимедийными возможностями, прежде всего, презентаций, подготовленных педагогом.
Внедрив данную инновацию в свою деятельность, я заметила, что при наглядном просмотре видеопрезентаций все дети группы без исключения стали переходить к экспериментированию с огромным желанием и интересом. Самое же главное, у детей появились мотив и побуждение узнать ответы на интересующие их вопросы - ПОЧЕМУ и КАК.
Цель проекта: изучить возможности использования ИКТ как средства для организации познавательно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи проекта:
1. повысить эффективность усвоения материала и расширить объем получаемой информации путем использования новых способов и средств ИКТ;
2. повысить мотивацию детей к действию, получению знаний через использование ИКТ;
3. сформировать умение детей сравнивать предметы экспериментальным путем и при помощи средств ИКТ;
4. поддержать у детей инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность;
5. поощрять желание ребенка самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире;
6. научить воспитанников смело высказывать свои предположения и делать простейшие выводы.
О проекте. Данный проект предназначен для детей подготовительной к школе группы. Рассчитан на учебный год (сентябрь – май, количество занятий – один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут. Включает 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе проекта мной:
1. определены цели и задачи проекта;
2. проанализированы имеющиеся условия в группе;
3. изучена и проанализирована методическая литература по теме проекта;
4. составлен план работы опытно – экспериментальной деятельности с ИКТ; 5. подобраны основное оборудование и материал для оснащения центра экспериментальной деятельности;
5. собрана коллекция интерактивных презентаций с элементами игры по экспериментированию в различных видах деятельности с ИКТ;
6. проведена диагностика детей.
Результат мониторинга на начало учебного года показал у большинства детей уровень развития ниже среднего.
Основной этап проекта включает в себя:
1. проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности с применением ИКТ;
2. самостоятельную практическую деятельность детей по проекту с применением ИКТ;
3. привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей с применением ИКТ.
Заключительный этап ставит перед собой задачи:
1) проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе экспериментальной деятельности детей с применением ИКТ;
2) определить эффективность проведенной работы с применением ИКТ;
3) провести КВН «Великие экспериментаторы».
В результате проделанной работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.
На своем опыте я сделала выводы, что использование ИКТ в образовательной деятельности дошкольников способствуют повышению качества и уровня образования дошкольников, формированию положительной мотивации и интереса детей к воспитательно-образовательному процессу; делает демонстрационный материал делает более наглядным, образным, легким к восприятию; привлекает внимание ребенка своим движением, звуком, анимацией; является стимулом к познавательной активности детей путем поощрения ребенка при правильном решении проблемных задач самим компьютером.
В заключение хочу добавить, что и я не стою на месте, стараюсь развиваться и самосовершенствоваться в создании интерактивных презентаций в целях их использования в экспериментальной деятельности дошкольников. Буду рада поделиться в дальнейшем и с вами, коллеги, моим опытом.