Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Проект «Использование дыхательных упражнений на занятиях по профилактике фонетических нарушений речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Публикация «Проект „Использование дыхательных упражнений на занятиях по профилактике фонетических нарушений речи“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель дыхательных упражнении : увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение всего коррекционного процесса речевого развития.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область — «Речевое развитие». Тип проекта — игровой.
По числу участников — индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения — краткосрочный, 2 недели. (III, IV неделя ноября)
По характеру контактов — в контакте с семьей.
Участники проекта —
1. Дети подготовительной группы.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.
Место реализации — МДОАУ детский сад «Солнышко»
Цель проекта : создать условия для формирования у детей умения управлять органами дыхания, развития нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи проекта :
Образовательные.
Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и точностью выполнения дыхательных упражнений. Учить и закреплять умения в выполнении дыхательной гимнастики.
Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.
Развивающие:
Развить старательность и точность при выполнении упражнений. Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания
Воспитательные.
Воспитывать интерес к достижению результатов.
Ожидаемый результат:
Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Итогом проекта будет являться :
Появиться устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Этапы реализации проекта
Работа с детьми:
Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха Выработка глубокого вдоха
Развитие силы голоса и речевого дыхания
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
Работа с родителями.
Буклеты для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Индивидуальные консультации для родителей
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания :
«Ветерок подует, насекомых
(стрекоза, бабочка, паук) сдует».
Сдуть насекомых (вырезанных из бумаги).
«Подуем на капельки»
Подуть на капельки дождя, чтобы капельки на воздухе вились.
«Подуем на снежинку».
Сдуть с картинки снежинку на веревочке.
«Игрушка - вертушка».
Логопед предлагает подуть на предмет, обращая внимание, что скорость вращения предмета будет зависеть от силы выдыхаемой воздушной струи».
Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.