Масленникова Ксения Владимировна
Проект «Интеллект-карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
Проект по формированию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта : «Интеллект-карта».
Составила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №6»
Масленникова Ксения Владимировна
г. Волосово
Паспорт проекта.
Название проекта : «Интеллект - карта».
Публикация «Проект „Интеллект-карта“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : Долгосрочный (с сентября 2021 по май 2022 года)
Тип проекта. Информационно – практико-ориентированный – творческий.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Участники проект : Воспитатель группы, родители, дети.
Возраст детей: Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Актуальность проекта.
В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению инновационного метода интеллект –карт.
Цель проекта. Развитие познавательных процессов старших дошкольников путем внедрения метода интеллект – карты в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта.
1. Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.
2. Сформировать у детей понятие «интеллект- карта».
3. Формировать у детей познавательные действия, развивать воображение и творческую активность.
4. Развивать интеллект ребенка, способствовать развитию мышления: анализировать, обобщать и комбинировать.
5. Развивать устную речь ребенка, умение рассуждать, доказывать.
6. Развивать у детей умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.
7. Развивать у детей умение использовать информацию интеллект-карты применяя принцип от общего к частному и от частного к общему.
8. Воспитывать у детей способность договариваться, слушать и понимать, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
9. Привлечь родителей к активному участию в проектной деятельности.
Формы работы над проектом :
с детьми: занятия по развитию речи, ФЭМП и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти, использование инновационных технологий утренний и вечерний круг, технология ТРИЗ, мнемотехника;
с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса.
Ресурсное обеспечение: ватман, цветная бумага, цветные маркеры, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.
Свойства интеллект карты :
• Наглядность. Тема, которую транслируется детям с помощью интеллект-карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
• Привлекательность. У каждой интеллект-карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
• Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
• Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
• Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
• Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия.
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы).
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой. Также можно каждую ветвь обозначить одним цветом и рисунком.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Ожидаемые результаты:
• повысится интерес детей к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
• сформируются умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
• связная речь детей будет более грамотнее, логичнее и образнее
• родители станут полноценными участниками образовательного процесса: повысят свою педагогическую грамотность, вовлечены, вырастет их удовлетворенность подготовкой детей к школе.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
Сентябрь – октябрь 2021 г. • Диагностика развития познавательной сферы детей. (Дж. Равен, А. Р. Лурия, Д. Векслер)
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Интеллект карта».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
Основной этап.
Ноябрь 2021 г. – Апрель 2022 г. • Создание «рабочих» интеллект-карт.
• Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
• Создание тематических интеллект – карт.
• Консультации в уголок для родителей по теме проекта, по расширению кругозора детей.
• Мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт.
• Подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт.
• Дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.
• Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр.
• Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Заключительный этап.
Май 2022 г. • Проведение повторной диагностики развития познавательной сферы детей. (Дж. Равен, А. Р. Лурия, Д. Векслер)
• Презентация «Интеллект – карта» творческий отчет о проделанной работе.
• Анализ результатов проекта.
План – график мероприятий.
Сроки Формы работы Программное содержание Формы отчета
1. Подготовительный этап
Сентябрь 2021 г. Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта. Подписка на методические журналы и литературу.
Изучение литературы и других печатных изданий. Список использованной литературы.
Октябрь 2021 г. Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду» Знакомство родителей с методикой составления интеллект – карт, привлечь внимание родителей к активному участию в образовательной деятельности. Информация в уголок для родителей, буклет «Что такое «Интеллект – карта»?
Октябрь 2021 г. Разработка перспективного плана по внедрению технологии интеллект - карт в образовательный процесс. Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. Перспективный план.
2. Основной этап
Ноябрь 2021 г. Итоговое мероприятие по тематической неделе «Домашние животные» Обобщение и закрепление материала по теме «Домашние животные», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект-карта «Домашние животные»
Ноябрь
2021 г. Итоговое мероприятие по тематической неделе «Осень» Обобщение и закрепление материала по теме «Осень», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект – карта «Осень»
Декабрь 2022 г. Занятие по развитию речи с использованием интеллектуальной карты «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Научить детей связному последовательному
пересказу текста с использованием метода интеллектуальных карт.
Интеллект-карта по рассказу.
Декабрь 2021г. Мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком» Повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для познавательного развития детей. Индивидуальные интеллект – карты на тему «Моя семья».
Январь
2022 г. Занятие по ФЭМП «Цифра 5» Сформировать представление о числе и цифре 5 с использованием метода интеллект – карт. Интеллект-карта «Цифра 5»
Январь
2022 г. Итоговое мероприятие по тематической неделе «Птицы» Обобщение и закрепление материала по теме «Птицы», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект-карта «Птицы»
Февраль 2022 г. Итоговое мероприятие по тематической недели «Транспорт» Обобщение и закрепление материала по теме «Транспорт», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект-карта «Транспорт»
Февраль 2022 г. Итоговое мероприятие по теме «Зима» Обобщение и закрепление материала по теме «Зима», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект – карта «Зима»
Март 2022 г. Итоговое мероприятие по теме «Животные планеты Земля» Обобщение и закрепление материала по теме «Животные планеты Земля», способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе составления интеллект - карты. Интеллект-карта «Животные мира»
Март 2022 г. Литературная гостиная, посвященная поэту А. С. Пушкину «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Проследить степень усвоения прочитанных сказок, создать условия для формирования представления у дошкольников о фольклоре как отражении народных представлений о жизни, развивать логическое мышление, память, творческие способности. Интеллект-карта «Сказки А. С. Пушкина»
(открытое мероприятие на базе ДОУ)
Апрель
2022 г. Совместная деятельность родителей и детей. Организация совместной деятельности детей и родителей, посредством использования интеллект – карт. Индивидуальные интеллект – карты по теме «Космос»
Апрель
2022 г. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Сохраним природу вместе» Формировать у детей основы экологической культуры, расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и человека, научить составлять интеллект – карту по теме «Правила поведения в природе». Интеллект-карта «Правила поведения в природе»
3. Заключительный (аналитический) этап
Май 2022 г. Выступление на педагогическом совете на базе ДОУ «Развивающий потенциал современной технологии интеллект – карт для дошкольников» Распространение педагогического опыта на базе ДОУ. Сообщение по теме
на педагогическом часе.
Май 2022 г. Мастер – класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками» Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт». Интеллект – карта педагогов.
Май 2022 г. Анализ результатов проекта. Оформление результатов работы над проектом. Результаты диагностики, фотоотчет.
Таким образом, реализация проекта по формированию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Интеллект - карта» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели и педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.
Список использованной литературы:
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П. А. Самсонова. — М. : ООО «Попурри», 2019.
3. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
4. Луговская Е. П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.
5. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов. - а. Хакуринохабль, 2018.
6. Романичева Е. С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.