мария соколова
Проект «Игры с сыпучими материалами в детском саду для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект :
«Игры с сыпучими материалами в детском саду для детей с ОВЗ»
Руководители проекта :
учитель-дефектолог - Соколова Мария Игоревна
воспитатель - Воротынцева Надежда Михайловна
МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №12" г. Иваново
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательный
Сроки реализации: долгосрочный проект
Участники проекта :дети, педагоги, родители.
Публикация «Проект „Игры с сыпучими материалами в детском саду для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Актуальность проекта :
Ещё в начале XX века Мария Монтессори говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.
Она считала, что развитие мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимает особое значение.
Дети с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.
Сыпучие материалы – это собирательное название группы предметов, включающей в себя песок, крупы, камни и прочее.
Игры с сыпучими материалами – предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребё нка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.
Занятия с песком и различными материалами очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Детям всегда нравиться все трогать, пересыпать ручками и совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду. Различные действия с сыпучими материалами — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком, крупами очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Цель проекта :
формирование гармоничного позитивного взаимодействия взрослого и ребёнка, адаптация малышей к условиям детского сада и общее развитие детей.
Задачи:
совершенствование предметно-игровой деятельности;
развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речи и моторики;
улучшение психоэмоционального состояния детей, их поведения;
содействие в активизации речевой деятельности;
развитие творческих способностей детей.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, статей в журналах: изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Использование различных форм работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Методы и приё мы работы:
Основные формы работы:
• Массаж рук: подойдёт любой сыпучий материал
• Пересыпание:
- с помощью ложки
- с помощью небольшой емкости (чашка, стакан)
- через воронку
Подойдёт любой сыпучий материал
• Перекладывания с небольшой емкости в другую с узким горлышком, сюда подойдет: фасоль, горох, макароны, камешки, бусинки
• Просеивание: нужен мелкий сыпучий материал, как манка, греча, рис и наоборот покрупнее, как фасоль, горох, макароны.
• Перебирание
• Смешивание сыпучих материалов :
- мелкий с более крупными, чтобы ребенок нашел, то, что нужно
- спрятать клад в небольшой емкости с сыпучим материалом
• Сортировка
• Рисование на манке или на кинетическом песке
• Насыпные аппликации: нужна белая крупа как рис или манка. Для игр с сыпучими материалами требуется специальное оборудование: большая емкость (вроде тазика); ложка для пересыпания; дырявая ложка или дуршлаг; небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).
В основном в работе с детьми раннего возраста используют различную крупу и кинетический песок, в некоторых случаях муку, соль, мелкие камушки, бусинки и другие материалы.
- конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– песочное экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– работа с кинетическим песком;
- рисование на световом столе;
– создание песочных композиций и «секретов».
- консультации для родителей по проекту;
- создание и оснащение уголка для игр с сыпучими материалами.
Предоставление отчета о работе. Форма отчетности:
1)сделать консультации для воспитателей и родителей на тему проекта :
«Игры с сыпучими материалами»;
2) создание и оснащение уголка «Игры с сыпучими материалами»
3) провести мастер-класс с родителями «Игры с сыпучими материалами в домашних условиях»
Предполагаемый результат:
- освоение и внедрение в систему групповых занятий игровых технологий с использованием сыпучих материалов, направленных на развитие познавательных функций и мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
- обогащение предметной среды новым дидактическими играми для занятий с сыпучими материалами.
Реализация проекта :
Деятельность педагога:
- создание и оснащение уголка для игр с сыпучими материалами;
- использование игр сыпучими материалами в образовательной деятельности детей с умственной отсталостью»;
Совместная деятельность педагога с детьми:
-индивидуальные занятия;
-занятия по подгруппам;
Совместная деятельность родителей и детей :
- ознакомление с консультациями по теме проекта «Игры с сыпучими материалами»
- мастер-класс с родителями «Игры с сыпучими материалами в домашних условиях».
Этапы работы с сыпучими материалами
1. Знакомство с сыпучим материалом. Используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики (пересыпание, перекладывание)
2. Игры и упражнения направленные на развитие соотносящих действий, что способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.
3. Игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор).
4. Игры и занятия,формирующие у детей интерес к продуктивным видам деятельности: лепке, рисовании, аппликации.
Безопасность при хранении и использовании сыпучих материалов в ДОУ :
-сыпучие материалы промываются,просушиваются в духовке.
-хранятся в прозрачных пластиковых контейнерах, с плотно закрытыми крышкам (от защиты насекомых вредителей).
-ОБЯЗАТЕЛЬНО перед началом игры, с детьми проводится беседа о безопасном использовании сыпучих материалов.
-дети играют только под НАБЛЮДЕНИЕМ ВЗРОСЛОГО!