Татьяна Касаткина
Мастер-класс «Игры, которые учат общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в хождение в мир людей.
Публикация «Мастер-класс „Игры, которые учат общаться“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями применяемая в нашем ДОУ - мастер-класс. Мастер-класс «Игры, которые учат общаться», не обычен тем, что полноправными участниками мероприятии становятся сами дети. Что положительно влияет на социализацию дошкольников.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Помочь детям в этом наша задача, не может реализоваться без участия родителей.
Цель мастер-класса : помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; проявление интереса родителей к работе ДОУ.
Задачи:
-познакомить родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста;
-сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;
-создание положительного эмоционального климата в группе.
Участники: педагоги детского сада, родители, дети.
Предварительная работа
За несколько дней до мероприятия на информационном стенде в раздел объявления, нужно поместить объявление о проведении мастер-класса «Игры, которые учат общаться», чтобы родители могли заблаговременно спланировать свое время (Приложение 1).
Место проведения: групповая комната (музыкальный зал ДОУ)
Помещение оформить детскими работами. Представить мини-фото выставку детских фотографий режимных моментов, детей играющих в коммуникативные игры.
Включить спокойную, негромкую музыку.
Постараться создать дружественную обстановку, располагающую к общению.
Стулья и столы расставить полукругом.
На столы разложить анкеты «Знаете ли вы своего ребенка», которые родители должны заполнить в течении мастер-класса, а затем вернуть педагогу.
Список литературы.
«Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста» / Григорьева Г. Г., Посылкина Р. Ю. и др. – Н. Н. : НИРО, 2005.
Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. — М. : ЛИНКА — ПРЕСС, 2001.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2006.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации – М. : ТЦ «Сфера», 2008.
Минкевич Л. В. Родительские собрания в детском саду: Старший дошкольный возраст – М. : «Скрипторий 2003», 2012.
Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2008
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Электронный ресурс: https://www.aforizmov.net/stihi/tags/obschenie/
Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/09/20/pamyatka-dlya-roditeley-na-stend
Ход мастер - класса
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили наш мастер – класс. Цель нашего мероприятия: помочь родителям лучше понять своих детей; детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у них, через коммуникативные игры. И в этом нам помогут сами дети. Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? У нас с вами есть «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения».
(Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр:
- переживание радости со сверстниками, оптимистическое отношение к жизни,
умение ладить с людьми,
успешно решать жизненные проблемы,
добиваться поставленных целей.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.
А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
У детей с проблемами в развитии отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности. У них снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.
Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.
Выявить трудности, имеющиеся у родителей в общении с детьми, поможет анкетирование. Предлагаем вам заполнить анкету «Знаете ли вы своего ребенка», ее нужно заполнить и вернуть по окончании встречи. (Приложение 2)
Воспитатель: А теперь мы пригласим самых главных участников. (В зал входят дети, читают стихи).
1 ребенок: Нужны в общении слова.
И ты об этом знаешь.
И их направленность важна,
К кому их обращаешь.
2 ребенок: Мысли выразят слова,
Речь их подкрепляет.
Чем привлекут они тебя,
А может, напугают?
3 ребенок: Нескрываемая лесть
Её ты осуждаешь?
В глаза как важно посмотреть,
В них многое узнаешь.
4 ребенок: Слова и омут, и алмаз
Возносят. разрушают?.
Произнесённые не раз,
На нашу жизнь влияют.
5 ребенок: Мамы и папы, бабушки и дедушки.
Сегодня мы покажем, как мы учимся общаться друг с другом с помощью специальных игр (коммуникативных) и научим вас этим интересным играм.
Дети и родители становятся в круг.
Ребенок: И первая наша игра называется «Ласковое имя»
Воспитатель: Цель: упражнение позволяет запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ребенок: Мы будем бросать друг другу мячик. Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его и называет ласково по имени и, называет свое. И так по кругу.
Ребенок: Вторая игра «Солдат и тряпичная кукла»
Воспитатель: А это игра снятие агрессии и напряжения, наши дети очень любят эту игру.
Ребенок: Представьте, что Вы солдат. Вспомните, как нужно стоять на посту, — вытянувшись в струнку и замерев. Нужно изобразит такого военного, как только скажем слово «солдат». Когда скажем — «тряпичная кукла», нужно расслабиться.
Воспитатель: Выполняя игру, вы должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем вы снова должен стать солдатом и т. д.
Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что достаточно отдохнул.
Ребенок: Дорогие родители, вам нравится с нами играть, а хотите еще поиграть.
Ответы и высказывания родителей.
Ребенок: Тогда еще одна игра «Надежное падение»
Воспитатель: А это игра, знакома всем с детства, цель игры, формировать чувство единства и взаимного доверия. Нужно поделиться на пары взрослые со взрослыми, дети с детьми.
Ребенок: Один игрок падает, стоя к другому игроку спиной, а другой его ловит. Затем нужно поменяться местами.
Ребенок: Давайте потрем свои ладошки, а затем, пожмем друг другу руки и почувствуем тепло близкого человека.
Воспитатель: На этой теплой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс. Надеемся, что вам понравился наши игры. Подводя итоги нашей встречи, хотелось бы сказать что, коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива и установления понимания и более теплых отношений в семье, а также всех участников педагогического процесса, формирование положительного отношения к сверстникам и взрослым. Мы подготовили для вас памятки для родителей «Понять себя и своего ребенка» (Приложение 3). Не забудьте вернуть заполненные анкеты (по результатам анализа анкетирования, проводятся индивидуальные беседы). Большое спасибо, что вы смогли уделить нам время. Всего вам доброго. До свидания.