Светлана Федоровна Поносова
Проект «Игралочка».
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Воспитатель Поносова Светлана Федоровна.
Образовательные области:Познавательное, речевое, физическое,
Тип проекта: Информационно-игровой
Время проекта: Краткосрочный
Возраст детей: Подготовительная группа.
Участники: Воспитатель, дети, родители.
Проект "Игралочка"
Формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные приемы и методы работы.
Публикация «Проект „Игралочка“,» размещена в разделах
Актуальность. Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий.
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры мои ребята вычисляют, сравнивают предмет, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Моя роль в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Математику называют гимнастикой ума - она дисциплинирует, приучает к логическому мышлению, учит делать обобщения, развивает смекалку и сообразительность – все те качества, которые необходимы каждому мыслящему ребенку. При обучении важно не только дать знания ребенку, но и сформировать у него интерес к математике, самостоятельность и гибкость мышления.
Для того чтобы вызвать интерес у дошкольника к математике, необходимо сделать процесс обучения привлекательным, поэтому прививать математические навыки лучше всего с помощью простых нетрадиционных методов и приемов. Этой цели служат картинки, забавные стихи, загадки, физкультминутки, подвижные игры, настольные игры, игровые задания, инсценировки сюжетов, сценарии сказок, приключения каких-либо героев.
Радостное, ненасильственное, интересное, методически грамотное развитие помогает лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяет возможности свободного осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
Я знаю о том, что в процессе занятий, даже если мы об этом не задумываемся, формируются ценностные ориентации детей, их отношения к внешнему миру и к самим себе.
Мне хочется, чтоб мои дети успешно выполняли учебную деятельность в школе только на «отлично». Я выбрала тему «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» неслучайно, так как усвоение математики тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов, общему интеллектуальному развитию. Развиваются уникальные, и индивидуальные способности каждого ребенка. Развивается мелкая моторика и зрительно-двигательная координация. Формируются основные элементы познавательной деятельности.
Научно-педагогические исследования, мой опыт, опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т. д.
Цель проекта: всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Задачи:1)Формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2)Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3)Развить вариативное мышления, фантазии, творческих способностей.
4)Развить речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5)Увеличить объем памяти.
6)Выработать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7)Формировать общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
Гипотеза:Если применять игровые, нетрадиционные приемы и методы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, то можно научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы, а у родителей формируется представление о работе воспитателя по данной проблеме с его ребенком.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: система учебно-воспитательного процесса дошкольников и условия, позволяющие сформировать математические представления.
Принципы обучения: Развивающего обучения, наглядности, доступности, активности, учет индивидуальных особенностей детей, обучения, систематичности, последовательности, постепенности.
Приемы и методы исполнения проекта:
Приемы:
1. Различные формы обучения детей
2. Игровой прием конструирования и моделирования
3. Затруднения и осмысления
4. Доброжелательной оценки
5. Самооценку и самоконтроль
6. Сюрпризных моментов
7. Побуждение задавать вопросы
8. Игровые приемы:
-дидактические игры
-динамические паузы
-физкультминутки
-загадки математического содержания
-задачи-шутки
-занимательные вопросы
-занимательные игры и развлечения, конкурсы знатоков, олимпиады.
Методы:
1. Словесный
2. Практический
3. Наглядный
2 Описание проекта.
Этапы исполнения проекта:
1-й этап. Подготовительный.
Подбор и изучение специальной литературы.
Изготовление дидактических игр.
Сбор информации о ребенке.
Анкета для родителей.
Выбор диагностических методов.
Разработка занятий.
Разработка досугов, праздников, викторин.
Приобретение методической литературы.
Изготовление панно «Математическая копилка»
Математическая игротека «Игра на прокат» (сделанная руками родителей)
2-й этап. Практический. Основной.
Перспективное планирование проектной деятельности.
Дни недели
Понедельник
Задачи: Вызвать желание оказать помощь воспитателю.
Формы работы: Изготовление с детьми дидактического материала к играм.
Вторник
Задачи: Формировать представления о роли математики.
формы работы: Беседа с родителями «Математика в жизни ребенка»
Среда
Задачи: Разучить правила игры, продолжать при помощи игры закреплять определять время по часам.
формы работы: Игра «Ходят стрелочки по кругу».
Четверг
Задачи: Формировать у родителей представления о работе воспитателя в данном направлении.
формы работы: Мини – лекция «Математические игры»
Пятница
Задачи: Формировать при помощи нетрадиционных приемов и методов мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость успеха.
формы работы: Игра «Соседи»
Понедельник
Задачи: Формировать общеучебные умения и навыки. При помощи нетрадиционных приемов и методов продолжать формировать элементарные математические представления.
формы работы: НОД «Приключения на необитаемом острове»
Вторник
Задачи: Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками.
формы работы: Игра «Математическая рыбалка»
Среда
Задачи: Показать и рассказать о математических играх применяемых в доу, заинтересовать родителей.
формы работы: Круглый стол. Познакомить с математическими играми, предложить создать «Игротеку»
Четверг
Задачи: Развивать внимание. Уметь проверять свои результаты, оценивать себя и своих сверстников.
формы работ: Игр «Найди цифру»
Пятница
Задачи: Развитие вариативного мышления, умения строить простейшее умозаключения.
формы работы: НОД «Поиграем в сказку»
Понедельник
Задачи: Сделать подарок своим детям и вручить после проведения КВН
формы работы: Изготовление с родителями «Игротеки»
Вторник
Задачи: Развивать тактильную чувствительность, внимание, образное представление.
формы работы: Игра «Письмо на ладошке»
Среда
Задачи: Разучить математические физкультминутки, развивать мелкую моторику, речь, память.
формы работы: «Шел один я по дорожке»
«Вышли пальчики гулять»
Четверг
Задачи: Развивать навыки счета.
формы работы: Игра «Стук - перестук»
Пятница
Задачи: Побуждать родителей к участию в образовательной деятельности детского сада.
формы работы: Обсуждение с родителями о время проведения праздника, чаепития
Понедельник
Задачи: Развивать творческие способности детей. Вызвать желание участвовать в мероприятии.
формы работы: Изготовление с детьми эмблем к КВН
Вторник
Задачи: Продолжать учить детей математическим представлениям с интересом и удовольствием
формы работы: НОД «Игралочка»
Среда
Задачи: Создать эмоциональный настрой, настроить на позитивные эмоции.
формы работы: Украсить зал к празднику.
Четверг
Задачи: Формировать интерес в интеллектуально – познавательном общении с ребенком. Создать радостную атмосферу.
формы работы: КВН совместно с родителями
Пятница
Задачи: Выяснить какие игры понравились детям, Вспомнить правила игр. Развивать речь, память. Содержание и формы работы: Помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений.
Поиграем в игры
3-й этап. Контрольно-обобщающий.
Подведение итогов проекта в виде КВН, досугов, игры – шоу. Выступление на РМО, презентация
Ожидаемые результаты проекта.
1)Сформирована мотивацию учения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2)Сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3)Развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4)Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5)Сформированы общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
6) Дети постигают математику с удовольствием и верят в свои силы
7)У родителей сформировались представления о работе воспитателя по данной проблеме с ребенком.
8) Повысился интерес педагогов к поиску интересных нетрадиционных методов технологий в работе с детьми по математическому развитию у детей.
Затраты
ИТОГО
1704
Ресурсы проекта.
Внутренние ресурсы:
-воспитатель,
-дети,
-родительский комитет
Технические ресурсы и оборудование
-телевизор
- DVD
-фотоаппарат
- ИКТ
Продолжительность проекта.
Один месяц
Место осуществления проекта.
Детский сад «Рябинка» МОУ «Сейкинская СОШ»