Тамара Витальевна Сапожкова
Проект «Игра как средство социально — коммуникативного развития ребенка» для детей 2–3 лет
▼ Скачать
Проект "Игра как средство социально-коммуникативного развития детей"
Вид проекта : по продолжительности: 1 год
по типу - игровой
по кол-ву участников - групповой
Цель:
Формировать потребность у детей 2-3 лет в общении, взаимодействии, и доброжелательном отношении, через игровую деятельность.
Задачи:
-Создавать условия для свободной игры детей.
-Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь.
-Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверсниками.
Публикация «Проект „Игра как средство социально — коммуникативного развития ребенка“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-Прививать детям навыки совместных игр.
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент, без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов, как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становится неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2-3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре- просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки,что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения, как токового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Социально – коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.
Ожидаемый результат:
• Развитие простейших конструктивных навыков, активизация познавательной деятельности детей посредством игры.
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Повышение компетентности родителей по вопросам социализации, воспитания и развития детей 2-3 лет.
Cодержание работы педагогов по социально – коммуникативному развитию детей 2-3 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для :
- дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
- дальнейшего развития с другими детьми;
- дальнейшего развития игры;
- дальнейшего развития навыков самообслуживания.
Педагоги нашей группы стараются удовлетворять потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя его к активной речи. Мы играем с ребенком, используя различные предметы, создаем предметно-развивающую среду для самостоятельной игры – исследования; поддерживаем инициативу ребенка в общении и предметно – манипулятивной активности. Способствуем развитию у ребенка позитивного представления о себе, а также развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям. Организуем соответствующую игровую среду, знакомим детей с простыми игровыми действиями, организуем несложные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития педагоги нашей группы грамотно проводят адаптацию детей к детскому саду, привлекают родителей для участия и содействия в период адаптации. Мы стараемся поддерживать стремление детей к самостоятельности в самообслуживании, поощрять участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучать к опрятности, знакомить на основе подражания с правилами этикета и с традициями группы.
В решении задач социально-коммуникативного развития детей третьего года жизни важную роль выполняет игра. Становление процессуальной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками: в них ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. При поддержке взрослых дети начинают переходить от действий, к отражению практических смысловых связей между ними, обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов жизни.
Главное достижение этого возраста – бурный рост воображения, для которого игра – самая благоприятная почва. Дети раннего возраста отражают в игре только то, что что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами: 1 - через наблюдение за поведением взрослых и сверстников (обсуждение их действий за столом во время умывания, переодевания, прогулки и т. п.) . 2 - через привлечение детей к посильному участию в жизни семьи (предлагать помочь принести тарелки, разложить ложки, хлеб, вытереть стол и т. п.). 3 - через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей историй из жизни взрослых, детей, животных. Все это способствует обогащению жизненного опыта детей.
В своей работе мы часто используем подвижные игры. Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня и включаются как в организованные занятия, так и свободную детскую деятельность (прогулки, праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока еще не обладают способностью удерживать в памяти большое количество правил и последовательность их выполнения. Общей целью подвижных игр является не только укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.
Пальчиковые игры, так-же широко применяются при развитии общения и коммуникации детей 2-3 лет. Они дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком.
Вторая половина дня пребывания ребенка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера. Организуются музыкальные праздники для детей, главная задача которых – доставить детям радость; подвижные игры на свежем воздухе, которые являются определенным методом физического воспитания, способствует более правиль-ному и быстрому росту формирующегося детского организма. Педагоги нашей группы активно используют игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
Немалое значение при социализации ребенка имеет предметно-игровая среда. Педагогический коллектив нашей группы создает условия, необходимые для развития предметной и игровой деятельности детей. Малыши усваивают знания, овладевают простейшим умениями и навыками в процессе непосредственного общения со взрослым, который привлекает внимание ребенка разнообразными предметами и игрушками. Становление многих психических функций у детей на третьем году жизни зависит от развития предметной, предметно-игровой деятельности и правильно организованной развивающей среды.
Игра является лучшим способом социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста. Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет, и обогащает собственную. А в результате –это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Так для детей младшего возраста (2-3) года подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику,Игра в магазин’’, ,Игра в доктора’’, ,Игра в дочки-матери’’ и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый. Так как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу и т. д.
Вот уже на протяжении многих лет мы проводим с родителями вновь набранных детей родительское собрание «Мамина школа».
На собрании мы объясняем родителям о важности подготовки ребенка к детскому саду за летнее время. Просим помочь ребенку освоить необходимые навыки самообслуживания. Педагоги нашей группы дают советы и рекомендации в виде памяток, проводят анкетирование «Готов ли ваш ребенок к детскому саду».
Информация предлагается нами в устной и письменной форме. На протяжении многих лет нами собран большой объем материала, включающий в себя способы решения вопросов, возникающих при адаптации и т. д.
Мы активно привлекаем родителей к участию в жизни группы через участие в экологических акциях, выставках, совместной работе родителей с детьми, оказание посильной помощи (создание развивающей среды в группе, благоустройство участка).
Вся работа в нашей группе проходит под девизом: «Педагог – родитель – ребенок».
График работы над проектом :
1. Этап. Подготовительный.
1. Организация и обогащение предметно - развивающей среды в группе.
2. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания).
2. Этап. Основной.
1. Использование элементов телесной терапии, игрового взаимодействия с ребенком.
2. Работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребенка. 3. Проведение информационных и тематических мероприятий с родителями (беседы, родительские собрания, консультирование по вопросам социализации воспитанников через игру в домашних условиях). 3. Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, информационные стенды и ширмы).
3. Этап. Заключительный 1 Вывод результатов проделанной работы по социально – коммуникативному развитию детей.
2. Разработка рекомендаций, для родителей по соблюдению единства требования в детском саду и дома.
Продукт проекта.
1. В группе создана в соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда.
2. Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной ранней социализации детей
3. Создана картотека коммуникативных, подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
4. Накоплена информационная база по теме социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет.